По отношению к свечам зажигания автолюбителей можно поделить на две категории: тех, кто вообще не углубляется в этот вопрос и берет то, что ему советует продавец в магазине, и тех, кто подходит к этому вопросу максимально основательно, высчитывая экономию топлива, ресурс и цену модуля. У всех есть своя правда, но лучшее решение, как всегда, лежит посередине. Именно его мы и рассмотрим в этой статье.
Мы попытаемся сравнить свечи трех самых именитых производителей на современном рынке. Все они пользуются высоким спросом у покупателей. Их советуют мастера сервисов и продавцы магазинов. Им всем можно доверять, не опасаясь за брак и ложь в технических характеристиках. В наше сравнение мы возьмем популярные модели свечей от брендов Denso, NGK и Bosch. Все их объединяют определенные параметры:
- Никелевый сплав. Мы не будем рассматривать платиновые или иридиевые свечки. Да, они более качественные, надежные и долговечные, но далеко не каждый автолюбитель готов отдавать по несколько тысяч рублей за один модуль. Никелевые свечи уже являются классикой и лучшим соотношением цены и качества.
- Наличие плоской шайбы. Современные, дорогие свечи имеют конусное уплотнение. Оно определенно лучше шайбового, но встречается пока не так часто. В нашем сравнении все номинанты имеют уплотнение в виде плоской шайбы.
- Средняя цена – 250 рублей. Нельзя сказать, что это максимально бюджетные варианты на современном рынке, но ценник вполне доступный для качественного товара, а именно таковым является любой представитель нашего сравнения.
Необходимо сразу оговориться, что речь пойдет об оригинальных моделях. Не секрет, что на рынке много подделок и данный аспект мы тоже рассмотрим, но все параметры, которые будут сравниваться, касаются именно оригиналов. Итак, номинанты у нас следующие:
DENSO 4604 K20TT – японский бренд, который можно часто встретить под капотом нового азиатского автомобиля. Компания плотно сотрудничает с целым рядом концернов, поэтому ее часто рекомендуют как альтернативу оригинальным свечам зажигания. Правда, на российском и европейском рынке настоящие японские модули не найдешь. Компания имеет 15 заводов по всему миру, в том числе в России, а также Китае и Турции.
NGK 4629 C7HSA – еще один продукт японских инженеров, часто попадающий в различные рейтинги и сравнения. Очень популярные свечи зажигания, отличающиеся длительным ресурсом и привлекательными ценами. Кстати, привлекательность ценника, как и у предыдущей модели обусловлена тем, что выпускается она далеко не в Японии, хотя на упаковке часто утверждается именно это.
Bosch SUPER 4 WR78 – бренд о котором слышал наверное каждый человек, даже очень далекой от автомобильной тематики. Компания выпускает огромный ассортимент товаров, в том числе свечи зажигания. И ее модули достойно конкурируют, а в некоторых аспектах даже опережают своих азиатских конкурентов. Свечи Бош рекомендуют ставить как европейские, так и азиатские автопроизводители.
Все представленные свечи можно ставить как на карбюраторный, так и на инжекторный двигатель.
Содержание:
1. Калильное число
Как быстро нагревается свеча?Калильное число – один из важнейших параметров для свечей зажигания, который многие пользователи игнорируют. Это цифра, показывающая, насколько быстро разогревается свеча при работе двигателя. Точнее, время, необходимое для ее накаливания. При перегреве в двигателе возникает, так называемое калильное зажигание, которое приводит к сбоям. Чтобы его не было, важно правильно выбрать свечи.
Выбор калильного числа зависит от того, какой стиль вождения вы используете:
Стиль вождения | Калильность | Калильное число |
Преимущественно медленная езда; Частое стояние в пробках и на светофорах; Движение по загруженному городу. | Высокая | 5-14 |
Умеренная езда без высокой нагрузки на двигатель; Сбалансированное вождение по городу и недалекие выезды на трассу. | Средняя | 14-22 |
Агрессивное вождение. Чрезмерные нагрузки на двигатель. | Низкая | 22-31 |
Свечи с высоким калильным числом называют холодными, а с низким, соответственно, горячими. Также необходимо учитывать размер вашего мотора. Чем он объемнее, тем холоднее нужна свеча и наоборот.
Для удобства многие производители заменяют цифру калильного числа на определение степени накала. Обязательно уточняйте этот момент, чтобы знать конкретное значение, так как одна и та же цифра у разных брендов может иметь разное обозначение. В нашем случае NGK 4629 C7HSA и Bosch SUPER 4 WR78 имеют одинаковое калильное число, 7 единиц, но у первой оно определяется как холодное, а у второй – как среднее. А победителем номинации становится Денсо со своими 20 единицами. Это самая сбалансированная свеча по калильному числу. Она подойдет на большинство двигателей и для разных стилей вождения.
2. Количество боковых электродов
Сколько боковых электродов в конструкции?Свечи зажигания придумали много десятилетий назад и до недавнего времени их конструкция считалась завершенной. То есть в нее нечего добавить, она идеальна. Но технологии не стоят на месте, и инженеры придумали ставить не один электрод, а несколько. Речь идет о боковых электродах – металлических скобах, в которые бьет искра. Если он один, часто возникают ситуации, когда искру заливает или задувает. В этом случае не происходит возгорания. Водитель этого может даже не заметить, но нельзя не согласиться, что такие простои плохо сказываются на моторе в дальней перспективе.
Частично решают эту проблему несколько электродов вместо одного. Это увеличивает шансы на срабатывание свечи в количество раз, равное количеству электродов. То есть если их три, то и простоев будет в три раза меньше. Конечно, все эти подсчеты условны, но нельзя не согласиться, что свеча с большим количеством электродов работает лучше. В нашем случае победителем становится Бош, использующий 4 боковых электрода. Остальные номинанты делят второе место, так как у них классическая конструкция с одним модулем.
Bosch W7 DTC Standard Super
Лучшее соотношение цены и качества
Участник рейтинга: 20 лучших свечей зажигания
3. Форма боковых электродов
Какую форму имеют боковые электроды?Улучшить срабатывание свечи можно не только увеличением количества боковых электродов, но и изменением их формы. Существует несколько типов модификаций: скругление, канавка, выпуклость, отверстие.
Сложно сказать, какая из этих форм более предпочтительна, но тесты показывают, что изменение конструкции способно повысить работоспособность свечи, и иногда довольно существенно. В нашем сравнении всего один номинант решил модернизировать форму бокового электрода – это Денсо. У него в месте, куда направлена искра, есть отверстие. Вспышка проходит сквозь него и вероятность возгорания топлива увеличивается. Остальные претенденты решили оставить все как есть.
4. Диаметр электрода
Какой размер у центрального электрода?Толщина центрального электрода влияет на то, как быстро вспыхнувшее пламя распространится по цилиндру. Соответственно, это влияет на общую мощность двигателя. Тут работает обратная связь: чем тоньше электрод, тем быстрее распространение, и наоборот. Именно этим обусловлен тот факт, что производители выпускают платиновые и иридиевые свечи. Эти материалы плотнее по своей структуре. Если стандартная толщина электрода из никелевого сплава составляет 2,5 миллиметра, то для платины это уже 1 миллиметр, а для иридия – еще в два раза меньше.
Снижать диаметр центрального электрода можно очень долго, но чем он меньше, тем быстрее будет происходить износ. Соответственно, важно не только уменьшить размер, но и сохранить баланс.
Но в наше сравнение попали исключительно никелевые модели свечей, однако и у них есть определенная разница. Производители Бош и Денсо тут решили не экспериментировать. У них стандартные никелевые электроды с толщиной 2,5 миллиметра. А вот NGK используют более тонкий модуль, всего 1,5 миллиметра. Такой размер уже гораздо ближе к платине, но и износ будет происходить быстрее.
NGK 4629 C7HSA
Самая надежная модель
Участник рейтинга: 5 лучших свечей зажигания для Toyota Corolla
5. Зазор
Какие зазоры между электродами?Чтобы топливо, впрыснутое в двигатель, вспыхнуло, необходимо чтобы искра прошла между двумя электродами на свече зажигания. Длина этой искры может быть самой разной. Для ее выработки требуется высокое напряжение, которое формирует катушка. В современных автомобилях есть большой запас, до 40 тысяч вольт. А на то, чтобы искре преодолеть расстояние всего в 1 миллиметр, требуется 20 тысяч вольт.
Есть и обратная связь, говорящая о том, что чем зазор между электродами меньше, тем чаще будут происходить осечки. То есть искра будет очень маленькой, и время от времени топливо не будет воспламеняться. Получается, что производители снова упираются в пресловутый баланс. Кроме того, со временем зазор увеличивается, так как центральный электрод изнашивается. Еще один повод для производителей использовать более плотные материалы, такие как иридий и платина.
Существуют определенные нормативы для свечей зажигания. Зазор между электродами у них должен быть не меньше 0,5 и не больше 1 миллиметра. Среди наших номинантов самый маленький зазор у свечи NGK – 0,7 мм. Такая свечка прослужит дольше, так как электроду понадобится больше времени на срабатывание. У Бош изначальный зазор чуть больше – 0,9 мм. А на пределе допустимых норм находится Денсо с 1 миллиметром соответственно.
6. Ресурс
Сколько должна прослужить свеча?Самый спорный и неоднозначный вопрос, на который влияет множество факторов. Одна и та же свеча, установленная в старенький ВАЗ и на гоночный автомобиль, проработает по-разному. Много зависит от стиля вождения. Того, что у вас впрыскивает топливо, инжектор или карбюратор, и еще от десятка факторов. Но каждый производитель проводит тесты и согласно им высчитывает ресурс своего изделия.
Необходимо понимать, что тесты проводятся в стандартных условиях на стендовых двигателях. Ресурс условный, так как в реальной жизни повстречать настолько сбалансированную работу двигателя никогда не получится.
Так, по заверениям Бош свечи должны отработать не менее 80 тысяч километров пробега. Чуть меньше у обоих конкурентов: 60 тыс. км у НЖК и 40 тыс. км у Денсо. Получается, что Денсо – самые слабые свечи? Не совсем так. Напомним, что они победили в номинации «Калильное число». То есть они предназначены для более агрессивной езды. В то время как более длительные конкуренты рассчитаны на скромное, аккуратное вождение. Поэтому, если мы возьмем гипотетический старенький ВАЗ без инжектора, не ездящий выше 60 километров и никогда не стоящий в пробках, то ресурс у свечей Денсо будет намного выше.
Но как бы там ни было, для определения победителя мы будет использовать данные от производителя. К тому же, в наше сравнение попали лучшие бренды, которые не привыкли обманывать потребителя. Если они пишут, что ресурс – 80 тысяч километров, значит, цифра реальная, взятая не с потолка, а из настоящих тестов, пусть и на стенде.
7. Подделываемость
Как бренд защищается от копирования?Мало просто выбрать свечи в магазине или на рынке, нужно еще определить, являются ли они оригинальными или это дешевый контрафакт. Все наше сравнение теряет свой смысл, если вы нарветесь на подделку. Ведь мы рассматриваем оригинальные модели. К сожалению, подделок на рынке очень много, причем у всех номинантов. Это не удивительно, ведь в сравнение попали лучшие бренды с высокими показателями продаж. Часто подделку можно определить на глаз. Еще до ее покупки. Смотреть нужно на следующие моменты:
- качество отливки верхней клеммы;
- ровность бокового электрода;
- визуальная ровность центрального электрода.;
- отсутствие явных признаков брака.
Топовые бренды внимательно следят за качеством выпускаемой продукции, и, если с конвейера сошла свеча с кривым изолятором или неровно приваренным белковым электродом, она просто не пройдет контроль качества. Видите такую свечу – значит, перед вами явная подделка. Также на сомнения должен навести слишком низкий ценник. Задайтесь вопросом, почему продавец, поставщик или производитель вдруг стали альтруистами. Еще вчера эти свечи они продавали за условные 300 рублей, а сегодня – всего за 100 рублей.
Что же касается нашего сравнения, то невозможно сказать, какой бренд подделывается чаще и больше. Тут гораздо важнее, как производитель защищается от таких подделок. Победителем становится Бош. Во-первых, его свечка имеет сложную конструкцию. Напомним, что тут установлено 4 боковых электрода. При этом модель вполне бюджетная, а значит подделывать ее просто нерентабельно. Проще смастерить на коленке одноэлектродную Денсо или НЖК. Во-вторых, Бош наносит теснение с логотипом на изолятор и металлическую юбку. Да, все это можно скопировать при желании, но на выходе такая подделка будет стоить гораздо дороже.
8. Размер свечи
Какой размер у свечки?Свечи зажигания бывают разного размера и формы. Понятно, что на малолитровый ВАЗ и на 5-литровый Кадиллак с инжектором нужны разные модели с разной длиной юбки и резьбы. К тому же, существуют разные стандарты для гаечных ключей и резьбы. Чтобы наглядно понять, как отличаются наши номинанты друг от друга, рассмотрим их основные механические параметры:
Модель | Размер резьбы | Длина резьбы (мм) | Размер ключа (мм) | Шаг резьбы (мм) |
DENSO 4604 K20TT | М14 | 19 | 16 | 1 |
NGK 4629 C7HSA | М10 | 12,7 | 16 | 1 |
Bosch SUPER 4 WR78 | М14 | 19 | 20,8 | 1,25 |
Итак, мы видим, что первые два номинанта используют метрическую систему, более привычную нам. В то время как у Бош немного другие стандарты. Для закручивания этой свечи понадобится ключ на 1,5 дюйма. Проще говоря, в автомобиль, выпущенный до 1990 года, то есть в пресловутый ВАЗ, такая свечка просто не встанет. У нее другой шаг резьбы. Получается, что немецкий бренд занимает третье место в номинации. Далее рассмотрим две японские модели. У них практически одинаковые значения, за исключением длины юбки. И тут модель от Денсо выглядит более привлекательно. Ведь если в ваш двигатель встают оба варианта, то электрод и, соответственно, искра у такой свечи будут гораздо ближе к поршню, а значит моментов, когда топливо не вспыхивает, будет меньше.
DENSO 4604 Q20TT
Лучшая цена
Участник рейтинга: 6 лучших свечей зажигания для Лады Веста
9. Цены
Сколько стоят свечи?Самая простая номинация, не требующая детального разбирательства. Самая дешевая свеча зажигания у компании НЖК. В среднем она стоит 190 рублей за одну штуку. Денсо чуть дороже, 230 рублей, а немецкий Бош приближается к тремстам рублям, что делает его самым дорогим среди представленных номинантов. Впрочем, это не удивительно, учитывая то, в каких номинациях победил этот бренд, но факт остается фактом.
10. Итоги сравнения
Лучшие свечи зажигания для двигателя по среднему баллу за все критерии сравненийМодель | Общий балл | Число побед по критериям | Победитель в номинациях |
DENSO 4604 K20TT | 4.33 | 3/9 | Калильное число; Форма электрода; Размер свечи. |
NGK 4629 C7HSA | 4.22 | 3/9 | Диаметр электрода; Зазор; Цена. |
Bosch SUPER 4 WR78 | 4.11 | 3/9 | Количество боковых электродов; Ресурс; Подделываемость. |
Как видно, разрыв между участниками небольшой. Более того, каждый претендент выиграл в одинаковом количестве номинаций. Разница по общему баллу минимальная, что говорит нам о том, что все представленные свечи лучшие в своем роде. Они немного отличаются. Все имеют свои преимущества и недостатки, но в среднем они одинаково хороши и достойны внимания. Причем даже Бош, который суммарно проиграл остальным номинантам, имеет очень весомые плюсы. Например, у него самый высокий ресурс и наибольшее количество электродов, что делает свечу максимально производительной и надежной. Но и цена соответствующая. В общем, какую бы модель вы ни решили выбрать, все они отличаются высоким качеством в своей категории.