Современное моторное масло призвано не только смазывать детали двигателя уменьшая трение, но и контролировать их износ, а также уменьшать расход топлива автомобиля. Все дополнительные опции стали возможны благодаря использованию специальных присадок. Состав коктейля настолько сложен, что многие производители даже не указывают его на упаковке. Более того, разобраться в качестве масла очень сложно. На таре можно найти результаты тестов и узкую спецификацию, но что она означает понять, не имея специальных знаний невозможно.
Наша статья поможет вам разобраться с этим вопросом. Мы сравним 6 марок синтетического моторного масла от самых топовых брендов. Мы изучим все их параметры, включая те, которые можно получить только после лабораторного анализа. Это поможет лучше понять специфику смазки и ее качество. Здесь не будет рекламных слоганов, которыми любят мериться производители. Никаких «нано молекул» и «умных атомов». Только сухие данные и цифры, по которым можно сравнить разные масла и понять, какая марка больше подходит именно вашему автомобилю.
Участниками сравнения стали марки, набирающие больше всего отзывов на популярных маркетплейсах. Это именитые бренды, и вы о них наверняка слышали, даже если совсем недавно стали автолюбителем. Легко заметить, что у всех конкурентов есть общие черты. Во-первых, все масла синтетические, что логично, так как только в синтетике используются наиболее сложные коктейли, а значит, производитель может регулировать качество и существенно расширять набор базовых параметров. Во-вторых, классификация по SAE у всех 5w40. Такая маркировка присваивается всесезонным маслам, а именно они являются наиболее актуальными, так как если климат в вашем регионе не отличается экстремальностью, то вы можете использовать один и тот же продукт в течение всего года, не меняя его на стыке сезонов.
Содержание:
Объекты сравнения

LIQUI MOLY Synthoil High Tech 5W-40
Продукт, часто именуемый лучшим сочетанием цены и качества. Тут достаточно привлекательный ценник, и очень высокие характеристики. Масло подходит большинству автомобилей и не имеет ограничений. По популярности один из самых востребованных продуктов на рынке.

IDEMITSU Zepro Euro Spec 5W-40
Сравнительно новое имя на рынке моторных масел. Японский бренд, выпускающий топовые смазочные материалы для всех типов авто. У вас необязательно должен быть японский автомобиль, Идемитсу подходит и европейцам. Тут очень высокое качество, а главное, максимальная защита от копирования. Нарваться на подделку практически невозможно.

TOTAL Quartz 9000 5W-40
Универсальное масло, которое можно использовать в самых разных двигателях. Именно его рекомендуют владельцам, на чьих авто установлено газобаллонное оборудование. Легко справляется с высокими нагрузками и рекомендуется топовыми концернами, такими как VW, Мерседес, Порше и BMW.

Castrol Magnatec 5W-40 А3/В4
Продукт с самой оригинальной формулой. Здесь используется сложнейший набор присадок, а масло умеет плотно обволакивать детали, существенно увеличивая ресурс двигателя. Интересно то, что это не пустой рекламный слоган, а реальное качество, подтвержденное лабораторными исследованиями.

Лукойл Люкс SN/CF 5W-40
Российское синтетическое масло, признанное далеко за пределами родины. Среди местных автолюбителей это самая популярная марка, так как по качеству она не уступает зарубежным аналогам, зато стоит гораздо дешевле. Еще одно преимущество – адаптированность к местному климату. Такой температурный режим редко встретишь у европейских или азиатских брендов

SHELL Helix Ultra 5W-40
Масло, которое маркетологи часто называют «номер 1 в мире», и это заявление имеет основание. Именно эта марка применяется гонщиками топовых сегментов, в том числе из Формулы 1. Конечно, такое признание должно быть обоснованным, и главный критерий тут – высокое качество и строжайший контроль на производстве
1. Стандарт по API
Как классифицируется масло по системе API?В 1969 году в США был создан институт топлива, который разработал собственную систему маркировки моторных масел. Их классификация используется до сих пор и является одним из основных факторов при выборе смазки. Маркировка института состоит из двухбуквенной аббревиатуры. Первая буква в сокращении указывает на то, для какого типа мотора предназначено масло.
В нашем случае все продукты будут содержать литеру S, так как именно она указывает на бензиновый двигатель. Если первая буква С, значит оно подходит и для дизелей. Вторая литера отсылает нас к году выпуска автомобиля. Чем дальше буква стоит в латинском алфавите, тем новее маркировка и тем более современным авто подходит эта смазка.
Наиболее современная маркировка по классификации API – SP. Это сокращение вступило в силу в 2021 году, и пока встречается нечасто. Производителям моторных масел рекомендуется перейти на новую систему классификации, но сейчас чаще всего встречается SN, маркировка, применяемая с 2011 года.
Среди наших участников есть всего один номинант, который уже успел принять новую классификацию и получил официальный сертификат, позволяющий ему маркироваться аббревиатурой SP. Это синтетическое моторное масло Шелл Хеликс. Ему мы отдаем безусловное первое место. Вторую строчку делят Кастрол, Идемитсу и Лукойл. Все они маркируются как SN, причем японский бренд подходит в том числе и для дизелей, о чем нам говорят буквы CF. А вот Ликви Моли и Тотал уходят только на третью ступеньку. Это масла классификации SM. И тут стоит отметить, что нельзя судить о том, какое масло лучшее по этой классификации, просто SM-классификация предназначена для машин, выпущенных до 2003 года, и, если у вас более современная техника, лучше поискать другой вариант.
2. Классификация по ACEA
Как классифицируется масло по системе ACEA?С 1991 года в Европе действует своя ассоциация производителей, присваивающая моторным маслам собственную классификацию. За основу берется сокращение из буквы и цифры. Буква указывает на тип двигателя. А – бензиновый агрегат, В – дизельный. Цифра говорит о годе, когда категория была введена в действие. Углубляться в тонкости системы не имеет смысла, важно просто понимать, что чем выше цифра, тем для более новых машин предназначено это масло.
В отличие от классификации по американской системе, в европейских стандартах цифра в названии не указывает на год создания мотора. Это год введения в эксплуатацию самой системы маркировки. Именно поэтому на некоторых продуктах может стоять двойная маркировка. Это говорит лишь о том, что масло было разработано в период, когда действовали предыдущие требования, но и по современным меркам оно полностью соответствует требованиям ассоциации.
Среди наших участников можно выделить две группы: в первую попали масла с двойной маркировкой – это Шелл Хеликс и Идемитсу, а во вторую – с одиночной, и это все остальные участники. Говоря простым языком, участники из первой категории более универсальные, согласно европейской классификации, так как они подходят и самым современным авто, и машинам прошлого поколения. Поэтому считаем правильным отдать им первую строчку, а остальных участников поместить на вторую.
3. Температурные показатели
Какая температура вспышки и замерзания у масла?
Несмотря на то, что в наше сравнение мы взяли масла с маркировкой 5w40, все они имеют разную температуру замерзания и возгорания. Это может показаться несущественным на первый взгляд, так как в картере двигателя никогда не возникнет температуры, при которой масло может вспыхнуть, да и точка замерзания находится чаще всего далеко за пределами реальных показателей климата. На самом деле, параметры эти очень важны. Они указывают на то, насколько чистая у масла основа. Синтетика может быть разной по своему основанию, поэтому чем она чище, тем выше будет температура вспышки.
Что касается точки замерзания, то она не дает каких-то конкретных знаний, но следует понимать, что чем ближе реальная температура к этому значению, тем более вязким становится масло. Соответственно, отталкиваться можно от климатических реалий в вашем регионе. Значения наших участников выглядят следующим образом:
Марка | Температура вспышки (⁰С) | Температура замерзания (⁰С) |
SHELL | 251 | -57 |
IDEMITSU | 234 | -36 |
Лукойл | 227 | -44 |
TOTAL | 238 | -44 |
LIQUI MOLY | 233 | -60 |
Castrol | 251 | -38 |
Согласно нормативу, температура вспышки моторного масла не должна быть ниже 225 градусов. Все наши участники проходят тест, а некоторые масла очень близко подобрались к этой отметке. Но так как цифры практически у всех одинаковые, лишь с небольшой разницей, возьмем за основу точку замерзания.
Победителями в номинации можно смело назвать двух участников: Ликви Моли и Шелл Хеликс. При своих показателях они гораздо дольше будут сохранять нормальную вязкость. Вторую строчку также отдадим двум конкурсантам: Лукойл и Тотал. Оба стоят на отметке -44 градуса. А третье место отдаем Идемитсу и Кастрол. У них самые низкие показатели, хотя точка возгорания у Кастрол выше.

LIQUI MOLY Synthoil High Tech 5W-40
Самое морозоустойчивое масло
Участник рейтинга: 10 лучших масел для Renault Duster
4. Вязкость
Какая кинематическая вязкость у масла?
Многие пользователи считают, что вторая цифра в классификации SAE указывает на допустимый температурный режим, при котором можно эксплуатировать эту смазку. В наше сравнение попала синтетика 5w40, и считается, что 40 это температура на улице. И это совершенно не так. Цифра 40 условная и обозначает класс вязкости.
То есть реальная кинематическая вязкость будет совершенно другой, причем не в конкретных значениях, а в определенном диапазоне. За основу берется вязкость при температуре 40 и 100 градусов. Так для масел с классификацией 5w40 нижний порог вязкости установился на отметке 12,5 мм2/с, а верхний – 16,3. То есть, в зависимости от конкретной марки, эти цифры будут меняться. Выбирать следует исходя из близости реальной цифры к допустимым значениям.
Масла, у которых реальная кинематическая вязкость близка к верхнему порогу, лучше подходят быстрым машинам, эксплуатируемым на пределе мощности. Для спокойной езды правильнее выбирать продукт, у которого это значение максимально близко к нижнему порогу, и именно от этого мы и будем отталкиваться при распределении мест в номинации.
Также существует параметр индекса вязкости. Он высчитывается по очень сложной формуле, приводить которую не имеет смысла. Индекс вязкости – это усредненное значение между допусками при 40 градусах и при 100. В большинстве случаев этот индекс колеблется в пределах от 140 до 180 единиц. Можно встретить и более высокую цифру, но скорее всего это будет специализированное моторное масло для гоночных авто или спецтехники.
Марка | Вязкость при 100 ⁰С | Вязкость при 40 ⁰С | Индекс вязкости |
SHELL | 12,79 | 76,58 | 168 |
IDEMITSU | 13,78 | 83,61 | 169 |
Лукойл | 14,79 | 86,83 | 179 |
TOTAL | 14,79 | 90,70 | 171 |
LIQUI MOLY | 14,35 | 89,10 | 167 |
Castrol | 13,32 | 79,01 | 172 |
Считаем, что правильнее в нашем случае отдавать предпочтение тем продуктам, которые лучше себя показывают в условиях спокойной езды. Наверняка, среди наших читателей таких водителей большинство, нежели профессиональных гонщиков или любителей экстрима. Соответственно первую строчку отдадим номинантам, чей нижний порог кинематической вязкости ближе всего располагается к критической отметке в 12,5 единиц. Это Шелл Хеликс, Идемитсу и Кастрол. Масла Ликви Моли, Тотал и Лукойл гораздо дальше от этой отметки. Они все еще не походят гоночным болидам, но по уровню вязкости хуже победителей сравнения.

IDEMITSU Zepro Euro Spec 5W-40
Лучший показатель вязкости
Участник рейтинга: 15 лучших масел для дизельных двигателей
5. Сульфатная зольность
Какой у масла уровень сульфатной зольности и содержание серы?
Синтетическое масло – это сложный коктейль из основных и вспомогательных примесей. Некоторые элементы, входящие в состав смазки не сгорают в двигателе, а точнее формируют остаток при вскипании. Это так называемая зола, которая оседает на стенках двигателя, и неважно, бензиновый у вас агрегат или дизельный. Соответственно, чем ниже показатель сульфатной зольности, тем выше качество масла. Впрочем, есть и обратная сторона, так как снижение параметра может говорить о более скромном наборе присадок.
Согласно международным нормативам, принятым большинством стран, уровень сульфатной зольности моторного масла не должен превышать 2%. Параметр актуален для всех наших участников, в противном случае они бы просто не прошли обязательную сертификацию.
Сюда же можно добавить уровень содержания серы в составе. Чем ее меньше, тем лучше. Качество основы масел может быть разным, а синтетика проходит многоуровневую очистку. Проще говоря, лучшее масло должно содержать как можно меньше серы и иметь наиболее низкий показатель сульфатной зольности:
Марка | Сульфатная зольность (%) | Сера (%) |
SHELL | 1,16 | 0,222 |
IDEMITSU | 1,13 | 0,220 |
Лукойл | 1,20 | 0,220 |
TOTAL | 1,12 | 0,243 |
LIQUI MOLY | 1,35 | 0,312 |
Castrol | 1,12 | - |
Для выявления победителя в номинации будем смотреть на оба параметра, и по результатам сравнения самым чистым оказывается масло Кастрол, в составе которого вообще не обнаружено серы, а уровень сульфатной зольности максимально низкий. Безусловное первое место, разделяемое Идемитсу и Тотал. У Тотал чуть выше содержание серы, но это не критично.
На втором месте у нас Шелл Хеликс с уровнем сульфатной зольности 1,16%. Тоже неплохой результат, но ниже, чем у конкурентов. А самыми «грязными» маслами являются Ликви Моли и Лукойл. Причем у Ликви Моли самый высокий процент содержания серы. Определенно, только третья позиция.

TOTAL Quartz 9000 5W-40
Самое чистое масло
Участник рейтинга: 20 лучших моторных масел для ВАЗ
6. Испаряемость
Как быстро испаряется масло?Моторное масло – расходный материал. Оно имеет свойство испаряться, а лучшее масло должно делать это как можно медленнее. Существует тест для определения этого параметра. Он называется NOACK. При нем продукт нагревают до отметки в 250 градусов в течение часа, а результат показывает, какая доля продукта испарилась. Конечный результат показывают в процентах, и чем цифра ниже, тем лучше.
Испаряемость по NOACK нельзя использовать в качестве аргумента для определения того, сколько реально испарится масла. Это зависит от множества факторов, в том числе от степени износа двигателя. Данный параметр показывает качество смеси, то есть насколько правильно подобраны присадки и их соотношение.
Победитель в этой номинации только один – Шелл Хеликс. У него всего 5,7% по NOACK. Лучшее значение, к которому даже близко не подобрались другие марки. Например, у Лукойл, Тотал и Кастрол значение около 10% с небольшими, но некритичными колебаниями. А вот Идемитсу и Ликви Моли показали наихудший результат. У них порядка 13%, поэтому только третья ступенька на пьедестале.
7. Защищенность
Насколько продукт защищен от копирования?
Ни для кого не секрет, что современный рынок просто завален контрафактом, и зачастую качество подделки на таком уровне, что отличить ее от оригинала просто невозможно. Подделывается все, а так как в наше сравнение попали только топовые бренды, то у них это соотношение еще выше. Масло должно быть защищено от копирования, и бренды применяют самые разные методы.
Лучше всего получилось защититься у Идемитсу. Они выпускают свое моторное масло в металлической таре. Ее сложно и дорого копировать, тем более что на каждой фляге есть своя голограмма и серийный номер, который можно отсканировать. Японский бренд отправляется на первую строчку. Но на этом защитные нюансы не заканчиваются:
Марка | Методы защиты |
SHELL | Проверочный код; Перфорированная фольга под крышкой; Усиленная ручка. |
IDEMITSU | Рисунки нанесены лазером; Очень тонкий шов на спайке; Черные полосы на дне от движения по конвейеру; Цельная ручка с припайкой в трех местах; Защитная голограмма. |
Лукойл | Двухцветная крышка из плотного пластика; Припаянная защитная фольга; Трехслойный пластик канистры, видимый при открывании; Впаянные этикетки; Лазерное тиснение на этикетках. |
TOTAL | Наклейка в виде книжки; Внутренняя часть этикетки не липнет к рукам; Крышка крутится в обе стороны; Очень качественный пластик канистры. |
LIQUI MOLY | Очень плотная крышка; Утяжеленная рукоятка. |
Castrol | Сложные ребра жесткости; Логотип нанесен лазером; Характерный желтый оттенок логотипа; Логотип на крышке объемный; Плотная защитная фольга с тиснением. |
Как видно, все бренды уделяют немало внимания качеству защиты, а на первую ступеньку пьедестала рядом с Идемитсу имеет смысл поместить Лукойл, Тотал и Кастрол. Все они используют сложные схемы, которые не так просто подделать. Да и производители контрафакта стараются всеми силами удешевить свой продукт, и, например, не будут делать пластик трехслойным, как Лукойл, или использовать дорогой клей для этикетки, как у Кастрол.
А вот Шелл Хеликс и Ликви Моли самые незащищенные в этом плане. Да, тут производители тоже стараются что-то сделать, но уделяют этому очень мало внимания. Это самые подделываемые марки масла на современном рынке. Причем производители контрафакта настолько поднаторели, что отличить оригинал от подделки иногда не могут даже профессионалы, что уж говорить о рядовых пользователях.

Castrol Magnatec 5W-40 А3/В4
Качественная защита от копирования
Участник рейтинга: 7 лучших моторных масел для УАЗ Патриот
8. Цены
Сколько стоит литр масла?Моторное масло может продаваться в разной таре от 1 до 20 литров. В некоторых случаях объем тары немного нивелирует ценник, но незначительно. Мы же рассмотрим вариант с литровыми бутылками, так как от этих ценников проще всего отталкиваться.
Марка | Цена (руб. за 1 литр) |
SHELL | 1250 |
IDEMITSU | 3140 |
Лукойл | 1220 |
TOTAL | 1900 |
LIQUI MOLY | 3300 |
Castrol | 1690 |
У нас сразу два победителя: Лукойл и Кастрол. У них цена за 1 литр масла не превышает тысячи рублей. Вторую строчку делят Шелл Хеликс, Идемитсу и Тотал. У всех номинантов примерно одинаковый ценник. А вот аутсайдером становится Ликви Моли. Это самое дорогое моторное масло, причем ценник нельзя списать на предельно высокое качество, что наглядно будет видно в итоговой таблице. К тому же его очень часто подделывают, а защищенность от копирования – на низком уровне.

Лукойл Люкс SN/CF 5W-40
Лучшая цена
Участник рейтинга: 20 лучших моторных масел
9. Итоги сравнения
Лучшее синтетическое моторное масло по среднему баллу за все критерии сравненийМарка | Общий балл | Число побед по критериям | Победитель в номинациях |
SHELL Helix Ultra | 4.62 | 5/8 | Стандарт по API; Стандарт по ACEA; Температурные показатели; Вязкость; Испаряемость. |
Castrol Magnatec | 4.37 | 4/8 | Вязкость; Сульфатная зольность; Защищенность; Цены. |
IDEMITSU Zepro Euro Spec | 4.25 | 4/8 | Стандарт по ACEA; Вязкость; Сульфатная зольность; Защищенность. |
Лукойл Люкс | 4.12 | 2/8 | Защищенность; Цены. |
TOTAL Quartz 9000 | 4.12 | 2/8 | Сульфатная зольность; Защищенность. |
LIQUI MOLY Synthoil | 3.62 | 1/8 | Температурные показатели. |
Победитель однозначен – SHELL Helix Ultra. Лучшее масло по большинству параметров, за исключением защищенности и цен. Качество на самом высоком уровне, а за него нужно платить. И важно еще не нарываться на подделку, которыми заполнен современный рынок.
Впрочем, и другие участники, попавшие в сравнение, нельзя назвать полными аутсайдерами. У всех есть свои преимущества и недостатки, пусть и не в такой степени, как у Шелл. Исключением можно назвать только Ликви Моли, который проиграл конкурентам почти по всем параметрам. Да еще и подделывается этот продукт очень часто, а производитель не уделяет защите должного внимания.

SHELL Helix Ultra 5W-40
Лучшее соотношение цены и качества
Участник рейтинга: 10 лучших моторных масел для Сузуки Гранд Витара