Многие автолюбители сравнивают машину с человеком, находя аналогии между деталями конструкции и органами тела. Так, например, фары – это глаза, а мотор – сердце. Но есть деталь, которой сложно найти аналог. Аккумулятор. То, без чего не заведется «сердце», при этом полностью бездействующее в момент движения.
Выбор аккумулятора настоящая головная боль для владельцев авто. Необходимо понимать сложную маркировку батарей. Уметь разбираться в многочисленных цифрах и параметрах, а при этом всегда остается желание сэкономить. Современный рынок аккумуляторных батарей огромен. На нем представлены гиганты с мировыми именами, которые рекомендуют даже автоконцерны, и малоизвестные местечковые бренды, которые часто оказываются если не лучше, то по крайней мере не уступают по характеристикам крупным производителям.
Лучший помощник в выборе батареи – личный опыт, но, если его нет, придется или доверять продавцу в магазине, или ремонтнику в мастерской. И те, и другие могут быть предвзяты, поэтому наиболее простой и удобный вариант – познакомиться с нашей статьей. Мы отобрали наиболее популярные модели аккумуляторов и сравнили их по всем основным параметрам. Внимательно изучили рынок и отзывы реальных пользователей.
Рассматриваемые нами модели объединяет всего один критерий – вольтаж. Это 12-вольтовые батареи, которые устанавливаются преимущественно на легковые автомобили. Это наиболее обширный сегмент, самый востребованный среди покупателей. Что же касается участников сравнения, то ими стали:
Аком + EFB 60Е – российский аккумулятор с увеличенным вдвое ресурсом. Производитель применяет самые современные технологии и при этом умудряется удерживать адекватные ценники. Батарея соответствует российским ГОСТам и европейским нормам стандартизации. Часто рекомендуется местными автопроизводителями в качестве альтернативы оригинальным модулям.
TYUMEN BATTERY PREMIUM 6СТ-77L – модель, которую часто выбирают из-за соотношения адекватной цены и высокого качества. Одна из самых дешевых моделей на современном рынке, показывающая отличный тестовый результат и набирающая массу положительных комментариев от рядовых пользователей. Данная модель отлично подходит, в том числе, для тяжелых внедорожников и микроавтобусов.
MUTLU CALCIUM SILVER – один из самых популярных брендов на современном рынке. Турецкий аккумулятор, который стоит под капотом большинства современных автомобилей. Сочетает высокое качество, длительный период эксплуатации и вполне привлекательный ценник.
VARTA Blue Dynamic E23 – батарея с маркировкой ОЕ, говорящей нам о том, что она подходит в качестве альтернативы оригинальным моделям. Один из самых именитых брендов, широко известный по всему миру. Blue Dynamic E23 – сложные, навороченные аккумуляторы с повышенным сроком службы, но и цена довольно высокая.
Bosch S5 A08 AGM – немецкая компания Бош, будучи один из мировых лидеров по производству электрических компонентов, выпустила самый навороченный аккумулятор. Здесь применены новейшие технологии и передовые материалы. Такая батарея предназначена для авто с высокими требованиями по пусковым токам и уровню заряда. Легко заведет машину зимой, но и цена соответствующая.
Зверь ZVK 6CT-60.0 LЗУ – аккумулятор, выпускаемый одним из крупнейших российских производителей компанией АкТех. Батарея из бюджетного сегмента с оптимальными характеристиками для большинства автомобилей. Несмотря на сравнительно низкий ценник, тут очень интересный дизайн, на который многие производители изначально не обращают внимания.
Неважно, какой у вас автомобиль, старенький отечественный ВАЗ или премиум-иномарка. В наше сравнение мы взяли батареи из разных сегментов как технических, так и ценовых.
Содержание:
1. Емкость
Каков запас энергии в батарее?
О том, что такое емкость аккумулятора, сегодня знает даже ребенок. В современных смартфонах и планшетах вопрос автономности вышел чуть ли не первое место. Есть это значение и у автомобильных батарей, и измеряется он так же в амперах, умноженных на час работы. Только цифры тут выше. Они могут колебаться от 40 до 150 Ач, и, естественно, чем выше значение, тем дороже модуль.
Но не стоит сразу брать наиболее мощный блок. Лучший аккумулятор – это тот, который оптимально подходит на ваш автомобиль. Высокая емкость требуется машинам с большим количеством электроники на борту. Например, некоторые охранные системы и навигационные модули могут работать даже при заглушенном двигателе. Проще говоря, если у вас старенький ВАЗ с минимумом электроники, вполне хватит и 50-амперного аккумулятора, и не имеет смысла переплачивать. Если же говорить о средних значениях, то это 60-70 ампер-часов.
На современных аккумуляторах можно также встретить параметр рабочего ресурса. Он показывает, в течение какого времени батарея сможет выдавать стабильные 25 ампер при температуре 27 градусов. То есть это параметр скорости разряда батареи. Зимой это значение будет всегда ниже.
Что касается нашего сравнения, то тут на пьедестале будет всего две позиции. На первое место отправляем модели с емкостью, превышающую 70 АЧ. Это батареи Тюмень, Бош и Варта. На второе место уходят оставшиеся участники, так как их значение колеблется в пределах 60 единиц.

TYUMEN BATTERY PREMIUM 6СТ-77L
Лучший выбор для отечественных внедорожников
Участник рейтинга: 8 лучших аккумуляторов для УАЗ Патриот
2. Пусковой ток
Какой пусковой ток у батареи?
Один из важнейших параметров, на который нужно обращать внимание в первую очередь. Это значение показывает, с какой силой аккумулятор провернет стартер автомобиля. Соответственно, чем мощнее мотор или чем сложнее погодные условия, тем выше нужен пусковой ток. Есть даже прямая связь между пусковым током и объемом двигателя, а в аннотации на ваш автомобиль обязательно будет указан рекомендованный параметр. Старайтесь прислушиваться к этому руководству и не брать батареи меньшей силы, так как они могут легко запускать мотор летом, но зимой просто не повернут вал. Что касается сухих цифр, то они могут колебаться от 500 ампер и выше. Брать сразу самый мощный аккумулятор не стоит. Для мотора в 1,5 литра и при эксплуатации преимущественно в теплом климате батареи на 500 ампер будет более чем достаточно.
Чтобы у производителей не было соблазна привирать в цифрах, были разработаны стандарты, в которых прописываются значения пускового тока. Покупая аккумулятор, обязательно ищите указание о стандартизации. Для российских производителей это ГОСТ, для американских – SAE, для Европы – EN, а конкретно для Германии – DIN. Если такая маркировка есть, значит, указанный пусковой ток соответствует действительности, что подтверждено агентством по стандартизации и метрологии государства, где был выпущен аккумулятор.
В общем, лучший аккумулятор – это не тот у которого параметры пускового тока самые высокие, а тот, который рекомендован конкретно на ваш автомобиль. Но чтобы выявить победителя в номинации, мы все же обратимся к сухим цифрам и отдадим первое место номинантам с самыми высокими значениями. В нашем случае победителями становятся батареи, чей пусковой ток выше 600 ампер: Зверь, Варта, Бош и Тюмень. У аккумуляторов Аком и Мульту пусковой ток 560 и 540 единиц соответственно.
3. Тип аккумулятора
К какому виду относится аккумулятор?Чтобы разобраться в этой номинации, необходимо немного углубиться в техническую часть. Автомобильные аккумуляторы работают за счет свинцовых пластин, помещенных в кислоту, щелочной раствор или специальный гель. Сам по себе свинец довольно хрупкий материал, и старые батареи требовали регулярного обслуживания. Производители постоянно работают над улучшением модуля, поэтому придумали множество альтернативных вариантов.
Чтобы увеличить изначальную прочность свинцовых пластин, в их состав добавили сурьму. Это называется легированием. Материал стал более прочным, но именно сурьма способствует вскипанию жидкости, которую нужно регулярно добавлять. Снижение количества сурьмы, а также ее замена на другие материалы существенно улучшили батареи, и чтобы не запутаться в многочисленных современных аккумуляторах, рассмотрим их в виде таблицы:
Тип аккумулятора | Маркировка | Особенности | Участники сравнения |
Малосурьмянистый | Sb/Sb; Sb | Снижено количество сурьмы в составе за счет изменения конструкции пластин | Нет |
Кальциевый | Ca/Ca; Ca | Сурьма заменена кальцием | Тюмень; Мульту; Зверь. |
Гибридный | Ca/Sb; Calcium plus; Ca/Ag | Положительный и отрицательный электрод имеют разные добавки в составе пластин | Варта |
Стекловолоконный | AGM | Каждый электрод обернут стекловолокном | Бош |
Гелевый | Gel | Вместо кислотного раствора использует токопроводящий гель | Бош |
Гибридный стекловолоконный | EFB | К стекловолокну добавлена сетка из полиэстера | Аком |
Как видно, малосурьмянистые аккумуляторы сегодня почти не используются. Эту технологию практически вытеснили с рынка другие материалы. Самым распространенным вариантом является использование в качестве легирующего компонента кальция. Это сравнительно недорого, просто в производстве и вполне надежно. Технология тоже довольно старая, поэтому кальциевые модели, попавшие в наше сравнение, отправим на последнее место.
На вторую позицию можно поместить двух участников: Варта и Аком. Это гибридные версии, но с разными технологиями. При практически равных технических показателях батарея от Аком будет дешевле в производстве. EFB – одна из новейших технологий, позволившая существенно удешевить производственный процесс.
А победителем становится аккумулятор от Бош. Это гелевый модуль класса AGM. Об этом мы говорили в самом начале статьи. Производитель использовал все самые технологичные наработки, поэтому данный модуль можно смело ставить на тюнингованые авто, а также на машины с огромным количеством электроники и нештатных компонентов.

Bosch S5 A08 AGM
Самый навороченный аккумулятор
4. Обслуживание
Нужно ли уделять время аккумулятору?
Обслуживание аккумулятора в основном заключается в добавлении жидкости к той, которая успела выкипеть. Конечно, если в модуле используется гель, то сделать это не получится, поэтому такие батареи всегда необслуживаемые. Кальциевые версии тоже практически не расходуют жидкость, поэтому многие производители делают их необслуживаемыми. Хотя часто это просто толкает пользователей быстрее менять модуль, а не продлевать ему жизнь самостоятельно.
Из номинантов, попавших в наше сравнение, необслуживаемыми являются всего две модели. Это Бош, так как он гелевый, и Мульту, так как в нем используется сложная схема размещения банок, не позволяющая доливать жидкость. Все остальные участники обслуживаемые, поэтому отдаем им первую позицию.
5. Полярность и клеммы
Какая полярность у батареи и какие используются клеммы?
При установке аккумулятора в автомобиль важно не перепутать полярность. Для этого производители делают клеммы разных размеров, а на авто кабели могут просто не дотягиваться до другой стороны батареи. Полярность может быть прямой и обратной. Если мы смотрим на лицевую часть батареи, и плюсовая клемма находится слева от нас, значит полярность прямая. При обратной, соответственно наоборот.
Прямая полярность используется на большинстве авто российского производства. Европейские концерны предпочитают обратную полярность, а некоторые американцы даже использует боковое расположение клемм.
Чтобы определить победителя номинации, установим для себя, что прямая полярность более предпочтительна. Она чаще встречается на машинах, да и отечественные производители используют именно ее. Такое расположение клемм имеют Бош, Зверь, Мульту и Тюмень. Обратная полярность только у Аком и Варта. Кроме этого следует смотреть на конструкцию батареи. Существует европейский и азиатский тип. У первых клеммы утоплены в корпус, а у вторых выпирают выше. Этот параметр мы рассматривать не будем, так как все наши участники имеют европейскую компоновку.

MUTLU CALCIUM SILVER
Самая популярная модель
Участник рейтинга: 10 самых надежных аккумуляторов для автомобиля
6. Размер и вес
Какие у батареи габариты?У производителей авто и аккумуляторов к ним нет какого-то единого стандарта в плане размеров и веса. Современные технологии позволяют существенно уменьшать конструкцию и это несомненный плюс. То есть, чем меньше блок и его вес, при своих характеристиках, тем лучше. Конечно, для самой машины этот параметр не так важен, но вполне вероятно, что зимой вы будете заносить батарею домой, и тут уже габариты очень важны. У наших номинантов они выглядят следующим образом:
Модель | Длина (мм) | Высота (мм) | Ширина (мм) | Вес (кг) |
Аком | 242 | 175 | 190 | 16,6 |
TYUMEN | 278 | 175 | 190 | 20 |
MUTLU | 278 | 175 | 190 | 18 |
VARTA | 261 | 175 | 220 | 17,3 |
Bosch | 278 | 175 | 190 | 17 |
Зверь | 242 | 175 | 190 | 16,4 |
Как видно, параметр ширины и высоты практически у всех участников одинаковый. Только Варта немного выделяется по ширине, но это не критично. А вот длина разнится, причем иногда довольно существенно. Обязательно уточняйте размер посадочного места своего авто, чтобы выбранный аккумулятор встал на него. Что же касается распределения мест, то победителем становятся самые легкие и компактные модели. У нас это Зверь, Аком и Варта. Длина и вес других моделей выше, поэтому отправляем их всех на вторую ступеньку пьедестала.

Зверь ZVK 6CT-60.0 LЗУ
Недорогая модель с оптимальными характеристиками
Участник рейтинга: 20 лучших аккумуляторов для зимы
7. Защита от подделок
Как хорошо батарея защищена от копирования?Вопрос подделок и копирования очень важный. На рынке масса производителей, выпускающих батареи под логотипом другого бренда. Они не имеют соответствующих сертификатов и часто параметры на них указываются ложные. Да и доверять подделке не имеет смысла, так как никто не знает, что внутри.
Лучший вариант в плане защищенности – это аккумулятор от Бош. Компания уделяет очень много внимания этому вопросу, поэтому в качестве защиты ставит рельефное тиснение на корпусе, несколько голограмм и логотип бренда, нанесенный непосредственно на пластик. Отличить подделку от оригинала очень просто.
Также на первое место имеет смысл отправить Варту, у которой тоже много степеней защиты, в том числе подробная документация, которая идет в комплекте. Вторая позиция – у Аком. Бренд следит за подделками и использует тиснение на пластике и голограммы. Правда копии все равно иногда пробираются на рынок, причем достаточно достоверные.
Что же касается остальных участников сравнения, то у них с этим вопросом все достаточно скромно. Защиты мало, поэтому подделки попадаются довольно часто. Особенно подвергается копированию Мульту – популярный бренд с большими продажами, поэтому и у недобросовестных производителей очень большой соблазн создать подделку.
8. Рекомендованный срок службы
Сколько гарантированно проработает аккумулятор?
Срок службы – величина условная. Она может меняться от характера эксплуатации и массы других переменных, которые просто невозможно просчитать. Но каждый производитель проводит испытания в лабораториях, и указывает это значение в качестве рекомендательного. К тому же чем выше рабочий ресурс, тем дольше будет гарантия, поэтому рассмотрим два этих значения:
Модель | Срок службы, г | Гарантия, г |
Аком | 5 | 1 |
TYUMEN | 3 | 1 |
MUTLU | 5 | 2 |
VARTA | 7 | 2 |
Bosch | 8 | 3 |
Зверь | 3 | 1 |
Победители видны невооруженным взглядом. Батареи от, Бош и Варта проработают 7-8 лет, что неудивительно, учитывая, что они самые навороченные и в них используются лучшие технологии и материалы. Второе место отдадим участникам, которые по заявлению производителя должны проработать не менее 5 лет. Это Аком и Мульту. А вот Зверь и Тюмень рассчитаны всего на 3 года, поэтому и позиция в номинации соответствующая.
9. Отзывы
Что говорят об аккумуляторах пользователи?Отзывы реальных пользователей – лучший способ понять качество и надежность будущей покупки. Все наши участники очень популярны на рынке, поэтому в сети о них можно найти массу комментариев, причем как положительных, так и отрицательных. Мы облегчим вам процесс чтения отзывов и представим выжимку из всех оставленных комментариев на сайтах Яндекс.Маркет и Отзовик. Это наиболее проверенные ресурсы, где к модерации относятся очень серьезно, поэтому им можно доверять.
А начнем с участников, набравших суммарно самые высокие пользовательские оценки. Таких у нас 3, и все они отправляются на первое место. Например, об аккумуляторе Аком встречается много лестных слов, касающихся срока службы. Люди пишут про 7-9 лет безупречной работы, то есть производитель не только не обманул нас, но даже слегка уменьшил реальные показатели.
Мнение об аккумуляторе Бош у большинства владельцев одинаковое: мощная, качественная батарея, которую можно смело ставить на самое современное авто с тюнингом и дополнительной электроникой. Про Варту тоже практически нет негатива, а основной упор делается на отличную работоспособность в холода, причем даже очень суровые.
Аккумулятор Зверь, в свою очередь, хоть и не может конкурировать с другими моделями по популярности, но тоже собирает немало положительных комментариев. В частности, его хвалят за полное соответствие указанным значениям и привлекательный дизайн. Про Мульту тоже сказано много хорошего, но из-за низкой защиты от копирования многим пользователям достался откровенный брак и подделка.
А третью строчку номинации занимает Тюмень. Тут негатив встречается намного чаще, чем у других участников. Оказывается, производитель периодически указывает неверные сведения вплоть до того, что даже размер не соответствует действительности. Рекомендуется тщательно изучать товар перед его покупкой. Брак у производителя тоже не редкость.

VARTA Blue Dynamic E23
Лучшее качество
Участник рейтинга: 5 лучших аккумуляторов для Toyota Camry
10. Цена
Сколько стоят батареи?Стоимость аккумулятора складывается из его технических характеристик и используемых при производстве материалов. Поэтому в таблице с ценами вряд ли кто-то увидит что-то необычное:
Модель | Цена (руб.) |
Аком + EFB 60Е | 6 000 |
TYUMEN BATTERY PREMIUM 6СТ-77L | 5 000 |
MUTLU CALCIUM SILVER | 7 300 |
VARTA Blue Dynamic E23 | 7 800 |
Bosch S5 A08 AGM | 15 900 |
Зверь ZVK 6CT-60.0 LЗУ | 5 000 |
Несмотря на цену немного выше конкурентов, победу отдаем Аком. Это лучший вариант в плане соотношения цены и качества. Переплатив всего тысячу рублей, вы берете не стандартный кальциевый аккумулятор, а современную батарею со стекловолокном.
Вторую позицию в плане цены делят батареи по 5 тысяч: Тюмень и Зверь. Третье место у Мульту и Варта, хотя по наполнению и другим параметрам сравнивать их очень сложно. И наконец, это единственная номинация в нашем сравнении, где есть 4 позиция. Ее мы отдаем Бош, так как несмотря на свои параметры и наполнение, стоит он в два раза дороже той же Варты, где схожие характеристики и общее качество.
11. Итоги сравнения
Лучший аккумулятор для автомобиля по среднему баллу за все критерии сравненийМодель | Общий балл | Число побед по критериям | Победитель в номинациях |
Аком + EFB 60Е | 4.5 | 5/10 | Пусковой ток; Обслуживание; Размер и вес; Отзывы; Цена. |
Bosch S5 A08 AGM | 4.5 | 7/10 | Емкость; Пусковой ток; Тип аккумулятора; Полярность и клеммы; Защита от подделок; Рекомендованный срок службы; Отзывы. |
VARTA Blue Dynamic E23 | 4.5 | 6/10 | Емкость; Обслуживание; Размер и вес; Защита от подделок; Рекомендованный срок службы; Отзывы. |
Зверь ZVK 6CT-60.0 LЗУ | 4.1 | 4/10 | Пусковой ток; Обслуживание; Полярность и клеммы; Размер и вес. |
TYUMEN BATTERY PREMIUM 6СТ-77L | 4.0 | 4/10 | Емкость; Пусковой ток; Обслуживание; Полярность и клеммы. |
MUTLU CALCIUM SILVER | 3.8 | 1/10 | Полярность и клеммы. |
Несмотря на то, что одинаковый балл у нас набрали сразу три участника, а количество побед у Бош и Варта больше, первое место мы отдаем Аком + EFB 60Е. Это лучший аккумулятор в плане соотношения цены и качества. Его можно ставить как на старенький ВАЗ, так и на современную иномарку. Единственное ограничение тут емкость заряда, зато цена очень привлекательная и не ударит по карману.
Что касается Bosch S5 A08 AGM, то он чаще других становился победителем в номинациях. Безусловно качественная, надежная и очень мощная батарея, но цена сводит на нет все эти преимущества. Ставить на ВАЗ или простенькую иномарку такой аккумулятор смысла не имеет, но если у вас навороченное авто с массой электроники, то это определенно лучший выбор. Как и Варта, которую покупают один раз и на долгие годы.
Зверь, Тюмень и Мульту набрали практически одинаковое количество баллов. Эти батареи нельзя назвать плохими или некачественными, но по характеристикам они сильно уступают победителям. К тому же Мульту является самым подделываемым брендом на современном рынке. Почему-то производитель до сих пор не уделяет достаточно внимания защите от копирования, что и вызывает определенный негатив в отзывах.

Аком + EFB 60Е
Лучшее соотношение цены и качества
Участник рейтинга: 10 лучших аккумуляторов для Нивы Шевроле