Спортивно-утилитарные машины представляют собой среднее арифметическое между туристическими моделями с повышенной проходимостью и спортивными снегоходами, обладающими отличной разгонной динамикой и прочной подвеской, выдерживающей ударные нагрузки. Такие модели востребованы в первую очередь любителями путешествий по заснеженным просторам, рыболовами и фанатами охоты. Последние в поисках добычи способны совершать марш-броски по пересеченной местности на десятки километров, и лучше всего делать это на адаптированном к разным условиям и комфортном снегоходе. Да и для туризма такие машины более интересны, так как позволяют не придерживаться проложенных трасс, а уверенно ехать по своим собственным маршрутам.
В нашем сравнении примут участие самые комфортные, мощные и проходимые модели в своем классе – крутые склоны, лес и другие особенности рельефа для этих снегоходов не считаются преградой. Отбирая машины, мы обнаружили, что ценник за достойные экземпляры существенно выделяется на фоне остальных в большую сторону – у некоторых участников он существенно превышает миллион рублей. Однако при отборе моделей мы смотрели не на ценник (смотрели конечно, но далеко не в первую очередь), а больше ориентировались на показатели проходимости на бездорожье, особенностях подвески и мощности двигателя. Итак, наши участники:
Ski-Doo (BRP) Skandic – популярный снегоход утилитарно-спортивного класса отличает надежный мощный мотор Rotax и широкие гусеницы. Благодаря этому модель демонстрирует отличные тяговые характеристики при буксировании грузов и проходимость на глубоком снегу.
Yamaha VK Professional II EPS – задний подвес с приподнятыми направляющими отлично справляется с пересеченной местностью, а большой ход передних амортизаторов обеспечивает устойчивость в скоростных маневрах. Вдобавок, отличная динамика и тяга обеспечены благодаря надежному вариатору с пониженной передачей и мотору с водяным охлаждением и электронным впрыском. Стоит отметить и уровень комфорта – регулируемый подогрев рукояток есть уже в базовой комплектации.
STELS АТАМАН SA800T – самый доступный снегоход со спортивно-утилитарным характером оказался достойным конкурентом более дорогим аналогам. Высокая маневренность и достойная эргономика идеально подходит для исследовательских маршрутов. Тяговитый мотор отлично справляется не только с бездорожьем – снегоход положительно зарекомендовал себя в повседневном использовании как надежный и неприхотливый помощник.
Polaris 650 Voyageur 146 – одна из самых сбалансированных моделей утилитарного формата со спортивным характером. Обладает великолепной управляемостью на сложных рельефах. Тандем гусеницы Cobra с шириной 15 дюймов и задней подвеске Polaris Race IFS сохраняет завидную плавность хода на любом бездорожье.
Содержание:
1. Конструкция задней подвески
Энергоемкось и ход заднего подвесаЭтот узел является основополагающим элементом снегохода, определяющим его проходимость и скоростные качества. Есть три типа: склизовая, катковая и комбинированная. Последняя считается наиболее продуктивной конструкцией. Склизовая отлично подходит для глубокого снега, ее легко очищать, однако на неровностях значительно снижается комфортность хода, даже если склизы подпружинены. Катковая отлично работает на любых поверхностях, но отличается более сложной конструкцией и, соответственно, стоимостью ремонта. Наши участники обладают такими характеристиками задней подвески:
Бренд участника | Тип подвески | Ход, мм |
Поларис | Комбинированная IGX 146 | 406 |
Ямаха | Комбинированная ProComfort w/Flip Up Rails
| 275 |
Стелс | Склизовая, пружинная, на амортизаторах | 380 |
БРП | Комбинированная | 290 |
Таким образом, снегоход Поларис имеет лучший ход задней подвески, а ее конструкция одинаково практична как в лесу, так и на открытых просторах. Несмотря на сравнительно небольшую величину срабатывания базового подвеса, утилитарный снегоход Ямаха на втором месте. Причина скрыта в особенностях конструкции. Благодаря приподнятым концам направляющих и мощным амортизаторам удалось добиться впечатляющей комфортности хода. Стелс из-за склизовой подвески все же менее проходимый и комфортный, но обладает большой подвижностью подвеса, что также положительно сказывается на его ходовых характеристиках. БРП (Ski-Doo) имеет универсальную конструкцию, но ход подвески на треть хуже, чем у лидера сравнения в этой номинации.

Polaris 650 Voyageur 146
Лучший ход задней подвески
2. Гусеницы
Ширина, длина и размер грунтозацепов трака
Ширина трака и особенности грунтозацепа прямо влияют на проходимость снегохода. Для утилитарно-спортивных моделей важно придерживаться «золотой середины», так как слишком широкая гусеница снижает динамику машины. Наши участники имеют следующие параметры этого важного элемента конструкции:
Марка участника | Габариты гусеницы, мм | Толщина трака с грунтозацепом, мм | |
Длина | Ширина | ||
Ямаха | 3920 | 500 | 38 |
БРП | 3920 | 500 | 38 |
Поларис | 3700 | 380 | 40 |
Стелс | 3920 | 500 | 30 |
По параметрам гусеницы у нас определились два лидера: снегоходы Ямаха и БРП (Ski-Doo). У Поларис размеры трака немного меньше, однако есть самый большой грунтозацеп. Совокупность этих факторов делает машину более маневренной и динамичной. Замыкает результаты сравнения снегоход Стелс. При равных габаритах грунтозацепы гусеницы на этом снегоходе на 8 мм короче, чем у лидеров номинации.

Ski-Doo (BRP) Skandic
Лучшие характеристики трака
3. Ход передней подвески и колея
Ширина передней колеи и ход амортизаторовПередние лыжи снегохода максимально подвержены ударным нагрузкам. Для их смягчения передние стойки оборудованы амортизаторами. Имеет значение и ширина между полозьями. От колеи зависит проходимость и маневренность машины. Эти характеристики играют не последнюю роль в лесу, на болотах и другой пересеченной местности. В этом сравнении наши участники показали следующие результаты:
Бренд снегохода | Колея, мм | Ход передней подвески, мм |
Поларис | 1080 | 240 |
БРП | 889 | 200 |
Ямаха | 990 | 161 |
Стелс | 960 | 145 |
Лучшие показатели у Polaris 650 Voyageur 146 – у него не только самая широкая колея, но и лучший ход подвески. На второе место вышел БРП (Ski-Doo). Его колея уже, чем у Ямахи на 111 мм, но ход подвески больше, что и определило лидерство. Yamaha VK Professional II EPS сместился на третье место, а замыкает сравнение снегоход Стелс. У него средняя колея и небольшой ход подвески, что может быть преимуществом в лесу на охоте. С узкой колеей проще маневрировать между деревьями.
4. Конструкция и параметры двигателя
Мощность и тип мотора, впрыска, системы охлажденияСкорость снегохода и его тяговые характеристики во многом зависят от мотора и его мощности. Наши участники могут похвастаться такими агрегатами:
Снегоход | Объем ДВС, куб. см | Тяговая мощность, л. с. | Цилиндров, шт. | Подача топлива | Тип системы охлаждения |
Поларис | 650 | 137 | 2 | Инжектор | Жидкостная |
Ямаха | 1049 | 122 | 3 | Инжектор | Жидкостная |
БРП | 597 | 90 | 2 | Карбюраторная | Воздушная |
Стелс | 800 | 62,5 | 2 | Инжектор | Жидкостная |
Как видим, американский снегоход показывает лучшую мощность, несмотря на довольно скромный объем четырехтактного двигателя. Мотор Ямаха превосходит его по объему и числу цилиндров, однако чувствительно отстает по мощности, что никак не позволяет оставаться в лидерах. БРП (Ski-Doo) отстает от флагманов сравнения в этой категории еще больше. Вдобавок для подачи топлива используется карбюраторная система, а сам двигатель имеет воздушное охлаждение. Правда, учитывая преимущественно зимнюю эксплуатацию техники, это не так чувствительно. Замыкает рейтинг стел с мотором, который по мощности отстает от лидера в половину. Однако объем в 800 кубиков и инжекторный впрыск дают о себе знать – модель достаточно резво набирает ход, но об этом поговорим дальше.
5. Трансмиссия и тормозная система
Конструкция КПП и тормозов
Ходовая динамика зависит от трансмиссии не меньше, чем от мощности двигателя. Хорошо разгоняясь на бездорожье, снегоходы должны обладать эффективной системой торможения. Мы решили объединить эти две характеристики так как они обе прямо влияют на крутящий момент двигателя. Несмотря на то, что во всех моделях применяется вариатор, у агрегатов есть отличия. Смотрите нашу сводную таблицу в этом сравнении:
Снегоход | Тип приводной системы | Пониженная передача | Повышенная передача | Задний ход | Конструкция тормозной системы |
Поларис | Цепной, автоматическое переключение | 1 | 1 | + | Дисковые гидравлические |
Ямаха | Ременной, автоматическое переключение | 1 | 1 | + | гидравлические, 4-поршневой суппорт с вентилируемым диском, есть механический руучник |
БРП | Ременной, ручное переключение | 1 | 1 | + | гидравлические |
Стелс | Ременной, ручное переключение | 1 | 1 | + | Дисковые гидравлические |
Как видим, Поларис снова обошел Ямаху – наличие цепного привода делает трансмиссию более надежной и отзывчивой в работе. Третье место поделили между собой модели от Стелс и БРП (Ski-Doo) – обе имеют ручное переключение вариатора и ременной привод. Тормозные системы моделей, по сути, имеют однотипную конструкцию, которая, несомненно, отличается по качественным характеристикам. Различия полностью укладываются в сложившийся рейтинг снегоходов в этом сравнении.
6. Скоростные характеристики и запас хода
Максимальная скорость, пассажировместимость, топливный расход и объем бака
Оценивая отобранные снегоходы, мы учитывали максимально возможную скорость, заявленную производителем, дальность хода при стандартной загрузке. Сравнение параметров лучше всего демонстрирует сводная таблица, без которой не обойтись и в этой номинации:
Снегоход | Количество мест, шт | Максимальная скорость, км/час | Контрольный расход топлива, л/100 км | Максимальный расход топлива, л/100 км | Бензобак, л | Запас хода, км |
БРП | 1 | 110 | 20 | 25 | 42 | 168 |
Стелс | 2 | 100 | 30 | 31 | 50 | 161 |
Ямаха | 2 | 150 | 23 | 28 | 44,6 | 159 |
Поларис | 1 | 181 | 30 | 40 | 43,5 | 108 |
Разумеется, скорость, как и топливный расход снегохода – достаточно субъективные характеристики, и зависят от условий, в которых проводятся измерения. Контрольные показатели брались из расчета движения по укатанному насту и отсутствия пассажиров и багажа в тех снегоходах, где это возможно. Запас хода рассчитывали, исходя из максимального расхода топлива. Согласно результатам, лидером в этой номинации оказался БРП (Ski-Doo) Второе место у снегохода Стелс – у него, кстати, и самый большой топливный бак. Практически на равных с ним запас хода у модели от Ямахи. А Поларис, несмотря на хорошие скоростные показатели, в этом плане оказался в конце списка.
7. Вес и габариты снегохода
Геометрические характеристики моделей и вес неттоДалеко не всегда можно отправиться в поездку на снегоходе прямо из дома. Часто бывает так, что к месту старта владельцам приходится транспортировать свои машины с помощью прицепа или фургона. И здесь важно знать габариты модели и ее вес. При этом на характеристики проходимости масса снегохода влияет не особо – тут больше учитывается площадь гусеницы, передняя колея и тяга. В этом сравнении мы также приводим все измерения в виде таблицы:
Снегоход | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, кг |
Поларис | 3175 | 1194 | 1384 | 216 |
БРП | 3308 | 1088 | 1473 | 286 |
Стелс | 3145 | 1095 | 1445 | 320 |
Ямаха | 3270 | 1165 | 1455 | 395 |
Как видим, самым легким оказался снегоход Поларис. Его вес в 216 кг положительно влияет как на удобство транспортировки, так и на проходимость модели. На втором месте самый длинный снегоход из участвующих – БРП (Ski-Doo) Skandic Sport. Всего на 34 кг тяжелее его оказался Стелс (сказывается больший топливный бак), а вот Yamaha VK Professional II EPS – в конце этого списка сравнения.
8. Дополнительные преимущества
Подогрев ручек, сидений, вместительность багажа и другие особенности
Каждая модель имеет свои выдающиеся особенности. Все участники имеют эктростартер для запуска – эта опция их объединяет. У Поларис стоит отметить наличие в базовой комплектации фаркопа и высокое дымчатое ветровое стекло. Предусмотрены опционально зеркала, подогрев рукояток руля и газа. STELS АТАМАН SA800T также обладает высоким защитным стеклом и достаточно удобными сиденьями, позволяющими преодолевать большие расстояния по бездорожью без особой усталости. У Yamaha VK Professional II EPS также есть подогрев рукояток и эргономичные сиденья, удобная цифровая панель и розетка для зарядки смартфона или другого гаджета. БРП (Ski-Doo) Skandic Sport600 EFI отличает высокопрочное стекло, есть фаркоп и подогрев рукояток. Вдобавок модульное сиденье предлагает дополнительный багажный отсек.
Подводя итоги сравнения дополнительных опций, можно спорить о качестве тех или иных решений, а также их практичности. Стоит отметить, что ключевые критерии удобства использования были учтены производителями всех участников. Тот факт, что насыщенность опциями прямо влияет на стоимость моделей, заставил нас исходить из базового минимума решений. Как оказалось, он наблюдается абсолютно у всех участников. Таким образом все 4 снегохода в этой номинации – лидеры.

Yamaha VK Professional II EPS
Самый комфортный из участников
9. Стоимость
Средняя цена на российском рынкеСреднерыночные цены в некоторых регионах страны могут незначительно отличаться от результатов из нашей таблицы:
Модель снегохода | Средняя стоимость, руб. |
STELS АТАМАН SA800T | 639000 |
БРП (Ski-Doo) Skandic Sport600 EFI | 1125000 |
Yamaha VK Professional II EPS | 1444000 |
Polaris 650 Voyageur 146 | 1570000 |
Безусловный лидер – отечественный снегоход STELS АТАМАН SA800Tсо среднерыночной стоимостью в 639000 руб. Серьезное преимущество в цене делает его крайне привлекательным снегоходом в категории спортивно-утилитарных моделей на отечественном рынке. Модель от БРП стоит дороже, и эта разница довольно ощутимая. Причины очевидны – более мощный мотор, эргономичная подвеска более широкая гусеница. «Финансовые» тяжеловесы Ямаха и Поларис разделили третье и четвертое места: стоимость вполне оправдана не только продуманностью и комфортностью моделей. Ценник вполне оправдан надежными и мощными агрегатами, способными к безотказной работе в самых сложных условиях.

STELS АТАМАН SA800T
Лучшая стоимость на рынке
10. Итоги сравнения
Среднее арифметическое оценок во всех номинацияхЛидером ожидаемо оказался Поларис, и вот по каким причинам: у него самый мощный мотор, высокоэффективная конструкция задней подвески и передних лыж, что делает его одним из лучших снегоходов в управлении. Не стоит забывать и про премиальный уровень комфортности – у моделей этой марки этот аспект подразумевается априори. Результаты сравнения наглядно показаны в таблице:
Модель снегохода | Общая оценка | Число побед в номинациях | Победитель в сравнениях |
Polaris 650 Voyageur 146
| 4.93
| 6/9 | Дополнительные преимущества, Вес и габариты снегохода, Трансмиссия и тормозная система, Конструкция и параметры двигателя, Ход передней подвески и колея, Конструкция задней подвески |
БРП (Ski-Doo) Skandic Sport600 EFI | 4.89 | 3/9 | Дополнительные преимущества, Скоростные характеристики и запас хода, Гусеницы |
Yamaha VK Professional II EPS | 4.88 | 2/9 | Дополнительные преимущества, Гусеницы |
STELS АТАМАН SA800T | 4.83 | 2/9 | Дополнительные преимущества, Стоимость |
Второе и третье места в крайне упорной борьбе (разница в одну сотую!) поделили соответственно снегоход БРП (Ski-Doo) и Yamaha VK Professional II EPS. Как оказалось, при более тщательном сравнении стоимость снегохода далеко не всегда является показателем преимуществ модели. Тому подтверждением стали и оценки, которые заслужила модель STELS АТАМАН SA800T. В нашем сравнении она проявила поистине «спортивный» характер, неожиданно для нас показав себя далеко не аутсайдером. Участник продемонстрировал вполне сопоставимые возможности с моделями, которые стоят дороже в два раза и более. Это сделало наше сравнение одним из самых захватывающих и увлекательных из тех, которые мы проводили.