10 лучших советов по выбору мотора для ПВХ лодки


Лодка из ПВХ достаточно легкая и маневренная, чтобы управлять ею при помощи весел. Если, конечно, вам не нужно преодолевать большое расстояние или перемещать по воде 6 человек с багажом. В этом случае не обойтись без мотора и, соответственно, без знаний, как его правильно выбрать и на какие нюансы следует обращать внимание в первую очередь. В некоторых ситуациях будет достаточно купить недорогой китайский электромотор, работающий от небольшого аккумулятора. В других понадобится мощный агрегат, возможно водометного типа.

Наша статья расскажет обо всех нюансах выбора и позволит вам разобраться, какой мотор лучше именно для вашей лодки, исходя из ее размеров, водоизмещения и других особенностей конструкции. Также поговорим о производителях и брендах, так как далеко не всегда имеет смысл покупать именитый продукт, часть цены которого отдается исключительно за название.

Лучшие моторы для ПВХ лодок
1 Mercury ME 9. 9 MLH Сбалансированные характеристики
2 Yamaha F5AMHS Экономичный расход топлива
3 Sailor GM-T 9.9 Лучшее соотношение цены и качества
4 Tohatsu M 9.8B S Питание от аккумулятора
5 Honda BF10DK2 SHU Высокая надежность
Народное голосование – кто лучший производитель моторов для ПВХ лодок?
Голосуем!
Всего проголосовало: 66

1. Мощность

Как подобрать мощность к размеру лодки?

Мощность лодочного мотора – основной параметр, на который обращаешь внимание в первую очередь. Она измеряется лошадиными силами или киловаттами. Разницы тут нет, но наиболее привычно выглядят силы, поэтому и мы будем разбирать именно их. Примерная расчетная схема говорит нам, что на каждого пассажира лодки необходимо закладывать пять сил. Отчасти так оно и есть, но следует понимать, что даже если ваша лодка одноместная и вы планируете перемещаться против течения большой реки, вряд ли такой двигатель справится. К тому же, в лодке всегда есть дополнительный багаж, который также нужно учитывать.

Для управления лодкой с мотором свыше 10 лошадиных сил необходимы права, выдаваемые инспекцией маломерных судов. Именно по этой причине в документах к двигателю часто указывают цифру 9.9, которая уже не попадает под эти правила. 

Если вы не хотите столкнуться ни с какими проблемами, берите на одноместную конструкцию мотор на 8-9.9 сил. Двигатели с параметром выше 10, как правило, стоят гораздо дороже. Проще говоря, всегда нужно закладывать запас. Примерно по 3-4 силы на каждого человека.

2. Грузоподъемность

Сколько человек и грузов поднимет мотор?

Грузоподъемность – параметр, частично связанный с мощностью, но есть ряд отличий. Он показывает, при какой нагрузке двигатель сможет вывести лодку на глиссер. Глиссер – состояние, когда передняя часть лодки отрывается от воды, благодаря чему снижается сопротивление и увеличивается скорость, а расход топлива при этом снижается.

Схема расчетов примерно такая же, как у мощности. На каждые 100 килограмм веса закладывается по 5 сил. Но на деле этого мало. Чтобы лодка глиссировала, нужно минимум 8 сил при одноместной конструкции и отсутствии багажа. За основу берем именно это значение и смотрим на параметр грузоподъемности своей ПВХ-лодки. Она может быть двухместной, но при этом с грузоподъемностью 400 килограмм. Получается, что мы рассчитываем не из количества пассажиров, а именно из максимального веса, который способна переносить конструкция.

3. Принцип работы мотора

Как мотор двигает лодку?

Существует несколько вариантов того, как мотор перемещает лодку: винтовой и водометный. Винтовая конструкция более привычная и доступная по цене. На конце дейдвуда располагается винт, вращение которого и приводит лодку в движение. Вариант отличный, но всегда следует помнить о глубине. Нарваться на донные преграды – значит повредить винт, после чего дальше придется грести вручную.

Водометный мотор не имеет гребного винта. Он двигает лодку за счет выброса засасываемой воды. Неважно, на какой глубине вы передвигаетесь. Сесть на мель можно только самим дном или нижней частью движка, но из-за отсутствия подвижных модулей существенного повреждения вы им не нанесете. Для рыбалки это просто отличный вариант, но дорогостоящий и сложный в обслуживании. К слову, гребной винт можно заменить прямо на воде. Это займет не больше пяти минут.

Mercury ME 9. 9 MLH

Сбалансированные характеристики

Лодочный мотор от одного из самых известных в мире производителей. Надежная модель с экономичным расходом топлива, адекватным весом и прочной конструкцией пользуется высоким спросом среди владельцев ПВХ-лодок даже несмотря на не самый демократичный ценник.
Участник рейтинга: 10 самых надежных лодочных моторов

4. Тип силового агрегата

От чего питается двигатель?

Наиболее привычный лодочный мотор работает на бензине. Раньше ему вообще не было альтернативы, но современные технологии позволяют создавать аккумуляторы большой емкости при сравнительно небольших габаритах. Электромотор более тихий, дешевый в обслуживании и не создает вредных выхлопов. Идеальный вариант для рыбалки, когда вы не хотите распугать всю рыбу в радиусе километра. Но тут следует понимать, что даже самый экономичный электромотор требует заряда. Автономность подобных систем небольшая. Как правило, всего несколько часов работы, не больше.

К тому же, электрический движок не выведет вас на глиссер и не сможет порадовать высокой мощностью. Это скорее вариант для одноместной ПВХ-лодки с минимумом нагрузки. У бензиновых моделей разнообразие и возможности куда больше, поэтому они более предпочтительны, несмотря на все свои недостатки (громкость, большой вес и дороговизна обслуживания).

5. Количество тактов бензинового мотора

Сколько тактов в моторе?

Бензиновые моторы бывают 2- и 4-тактными. Не будем вдаваться в принципы их работы, скажем только, что для заправки 2-тактного движка в топливо придется самостоятельно добавлять масло. В 4-тактных моделях оно заливается отдельно, в специальную емкость.

Но есть тут и чисто технические нюансы. Например, 2-тактник более прост в обслуживании. Даже если вы случайно потопили лодочный мотор, достаточно просто слить из него воду, и он снова заведется. С 4-тактным такой фокус не сработает. Кроме того, 2-тактник более дешевый, что и является его главным преимуществом, но количество моточасов будет ниже, и это также нужно учитывать. 4-тактные моторы весят больше, стоят дороже, но из-за более совершенной топливной системы расходуют меньше бензина, издают меньше шума, а их токсичность ниже, чем у двухтактных аналогов. Сказать, какой вариант лучше или хуже, нельзя. У каждого свои предпочтения и финансовые возможности. Но отметим, что практически любая фирма-производитель предлагает как 2-, так и 4-тактные модели.

6. Система управления

Как происходит управление?

Лодочный мотор может управляться с румпеля или руля. В плане удобства и практичности руль выглядит более привлекательно, но по умолчанию на ПВХ-лодки он устанавливается крайне редко, если не рассматривать самые дорогие варианты от топовых производителей.

Румпель – это рычаг в верхней части двигателя, поворачивающий его и поднимающий в случае необходимости. На конце румпеля располагается ручка газа, с помощью которой регулируется мощность мотора.

Если у вас большая ПВХ-лодка на 6-8 человек, вы всегда можете купить для нее рулевую консоль. Соответственно, и движок должен предусматриваться такое управление. Отметим, что большинство популярных моделей позволяют работать как с рулем, так и с румпелем, но не все, а значит, этот момент нужно всегда держать в уме. Для маленьких одно- или двухместных лодок рулевое управление ставить нецелесообразно. Ими гораздо проще управлять с кормы через румпель, который есть у всех моторов.

Sailor GM-T 9.9

Лучшее соотношение цены и качества

Достаточно мощный подвесной лодочный мотор, выдающий 9.9 лошадиных сил, что позволяет устанавливать его на двухместную лодку. При своих характеристиках цена мотора не шокирует и является одной из самых низких на рынке.
Участник рейтинга: 10 лучших фирм китайских лодочных моторов

7. Размер дейдвуда

Что такое дейдвуд и как его выбрать?

Дейдвуд – это «нога», на конце которой расположен гребной винт. Ее размер обязательно нужно учитывать, чтобы не выбрать конструкцию, при которой ваш винт окажется над водой. Как правило, размер дейдвуда указывается в конфигурациях лодки. Если же этого нет, нужно просто замерить расстояние между верхней частью транца и дном лодки, после чего прибавить 30 сантиметров. Чаще всего размер дейдвуда не указывается на лодках без собственного транца, в остальных случаях его можно просто посмотреть в документах.

8. Общий вес

Сколько весит агрегат?

К сожалению, современные технологии, несмотря на свою продвинутость, не позволяют создать мощный мотор, например, на 40 сил, и чтобы при этом он весил каких-то 5 килограмм. Чем сильнее движок, тем больше его размер и вес. Следует понимать: если у вас агрегат весом под 50 килограмм, в одиночку вы его вряд ли установите. Нужно не просто переместить мотор на лодку, но и закрепить в определенном положении. Без посторонней помощи уже не обойтись. Поэтому если вы привыкли ездить на рыбалку в гордом одиночестве, берите мотор, вес которого не превышает 20 килограмм – тогда у вас получится установить его самостоятельно. Конкретной связи с мощностью тут нет. Разные производители предлагают разные варианты. Движки с одинаковыми силами могут весить по-разному.

9. Запуск

Как запускается двигатель?

Лодочный мотор, как и любой другой, может запускаться как вручную, так и при помощи электроники. Конечно, проще всего нажать кнопку и запустить движок, но у и тут есть свои минусы. Электроника крайне чувствительна к повреждениям. Она очень боится воды. И починить ее в «полевых» условиях точно не получится.

Ручной запуск более практичный. В лодочных моторах он выглядит как веревка, наматываемая на ротор. Ее нужно просто дернуть, чтобы движок заработал. В старых или низкокачественных моделях дергать придется долго и сильно. У надежных производителей такой проблемы нет. Хорошо отрегулированный двигатель заводится с полуоборота, поэтому необходимость в электронике отпадает. К тому же всего за одну кнопку запуска придется заплатить, и зачастую немало. Поэтому какой вариант выбрать – решать только вам. С технической стороны разницы нет. Только личное удобство.

Yamaha F5AMHS

Экономичный расход топлива

Двигатель потребляет всего 1,7 литра горючего в час. Это примерно на 15% экономичнее, чем у других моделей со схожими характеристиками.
Участник рейтинга: 20 лучших лодочных моторов

10. Лучшие бренды

Каким производителям отдать предпочтение?

Лидерами рынка лодочных моторов являются японцы Yamaha и Honda, а также американский производитель Mercury, чье имя давно стало нарицательным в определенных кругах. Все они могут похвастаться высоким качеством, надежностью и отличными характеристиками. Но и цена будет очень высокой. Причем частично вы платите именно за бренд.

Если же вопрос экономии стоит на первом месте, всегда можно подобрать достойный китайский аналог. Неплохо себя зарекомендовали фирмы Sail и Troll, а также наиболее бюджетный вариант – Sailor. Не без недостатков, но вполне имеющий право на существование. Кроме того, следует понимать, что даже самые известные фирмы в большинстве случаев производят свои товары в Китае. Например, найти сегодня не китайский Меркури практически невозможно. По крайней мере, за пределами США.

Лучшие моторы для ПВХ лодок

Еще лет 30 назад рынок лодочных моторов был полностью поделен между несколькими производителями-гигантами. Но времена меняются, и теперь есть масса брендов. И некоторые из них выпускают интересные модели, не уступающие по характеристикам топовым фирмам, но с более привлекательными ценниками. Правда, и мастодонты типа Ямаха никуда не делись и продолжают нас радовать качественными, надежными движками с лучшими параметрами.

Топ-5. Honda BF10DK2 SHU

Рейтинг (2021): 4.21

Хорошо, когда вопрос цены не стоит на первом месте. Можно, например, повесить на свою ПВХ-лодку агрегат Хонды и вообще забыть о том, что такое проблемы с мотором. Эта фирма точно знает, каким должен быть по-настоящему надежный силовой агрегат. Десятилетия опыта и накопленные знания позволяют ей выпускать лучшие модели в своем классе. Вот только цена тут кусается. При всего 10 силах стоит мотор более 150 тысяч рублей. При этом у него нет электронного запуска, а вес составляет 42 килограмма. Довольно тяжелая штука, и справиться с ней в одиночку будет проблематично.

Характеристики: 168 000 руб. / Япония / Мощность (л. с.): 10

Топ-4. Tohatsu M 9.8B S

Рейтинг (2021): 4.55

По популярности моторы Тохатсу легко конкурируют с такими мастодонтами, как Ямаха и Меркури. У них традиционно высокое качество сборки и отличные характеристики. При своих 9,8 силах движок легко выводит на глиссер трехместную ПВХ-лодку, причем полностью загруженную. Кроме того, сухой вес движка всего 26 килограмм, то есть с ним легко справится один человек. Отличная модель, хоть и не с самым привлекательным ценником. Впрочем, это всегда отличало японские бренды, а Тохатсу до сих держит заводы именно в Японии, а не переехал в Китай, как сделали практически все современные бренды.

Характеристики: 83 000 руб. / Япония / Мощность (л. с.): 9.8

Топ-3. Sailor GM-T 9.9

Рейтинг (2021): 4.71

Если вопрос экономии стоит для вас на первом месте, обязательно рассмотрите этот лодочный мотор. Производитель китайский, но это ни в коем случае не говорит о его низком качестве. Благодаря проточному водяному охлаждению движок отлично работает в течение длительного времени, а показатели мощности позволяют ставить его на двухместную лодку. Объем тут 246 кубов, что дает возможность довольно быстро выводить плавсредство на глиссер. Также отметим наличие защиты на гребном винте и легкий вес. Это отличный бюджетный вариант для любителей рыбалки. Здесь все просто и понятно, а любой мелкий ремонт можно произвести прямо на воде.

Характеристики: 70 000 руб. / Китай / Мощность (л. с.): 9.9

Топ-2. Yamaha F5AMHS

Рейтинг (2021): 4.75

Лодочный мотор от одного из самых популярных производителей. Вот уже много лет движки Ямаха не сходят с пьедесталов почета, причем неважно, говорим мы о мощном агрегате или о таком малыше, как F5AMHS. Здесь всего 5 лошадиных сил, но, как отмечают пользователи, мотор справляется даже с двухместной лодкой. Главным преимуществом является экономичность. За час работы при максимальной нагрузке мотор потребляет всего 1,7 литра бензина. Далеко не каждый производитель может похвастаться такими цифрами.

Характеристики: 72 000 руб. / Япония / Мощность (л. с.): 5

Топ-1. Mercury ME 9. 9 MLH

Рейтинг (2021): 4.83

Не самый бюджетный вариант для ПВХ-лодки, зато с оптимальными характеристиками. Мотор выдает 9.9 сил мощности, причем реальных, а не при чрезмерной загрузке. Двухместная лодка с ним легко выходит на глиссер, при этом движок не начинает поглощать бензин как трактор. Пользователи отмечают экономичность и превосходные качественные характеристики. Аппарат работает без нареканий много сезонов. К тому же модель четырехтактная, то есть никаких манипуляций с топливом производить не придется. Отметим также максимальную совместимость с большинством лодок – высота транца просто не должна превышать 42 сантиметра.

Характеристики: 120 000 руб. / США (производится в Китае) / Мощность (л. с.): 9.9
+2 Понравилась статья?

Добавить комментарий