10 лучших советов по выбору мотора для ПВХ лодки

Лодка из ПВХ достаточно легкая и маневренная, чтобы управлять ею при помощи весел. Если, конечно, вам не нужно преодолевать большое расстояние или перемещать по воде 6 человек с багажом. В этом случае не обойтись без мотора и, соответственно, без знаний, как его правильно выбрать и на какие нюансы следует обращать внимание в первую очередь. В некоторых ситуациях будет достаточно купить недорогой китайский электромотор, работающий от небольшого аккумулятора. В других понадобится мощный агрегат, возможно водометного типа.

Наша статья расскажет обо всех нюансах выбора и позволит вам разобраться, какой мотор лучше именно для вашей лодки, исходя из ее размеров, водоизмещения и других особенностей конструкции. Также поговорим о производителях и брендах, так как далеко не всегда имеет смысл покупать именитый продукт, часть цены которого отдается исключительно за название.

Наименование
Рейтинг
Номинация
1 Honda BF10DK2 SHU 4.92
Самый надежный мотор
2 Tohatsu MFS 9.9 E S 4.90
Лучшее соотношение цены и качества
3 NISSAN MARINE NMF 9.8 B S 4.82
Самый легкий четырехтактник
4 HIDEA HDF9.9HS 4.77
Низкий расход топлива

1. Мощность

Как подобрать мощность к размеру лодки?

Мощность лодочного мотора – основной параметр, на который обращаешь внимание в первую очередь. Она измеряется лошадиными силами или киловаттами. Разницы тут нет, но наиболее привычно выглядят силы, поэтому и мы будем разбирать именно их. Примерная расчетная схема говорит нам, что на каждого пассажира лодки необходимо закладывать пять сил. Отчасти так оно и есть, но следует понимать, что даже если ваша лодка одноместная и вы планируете перемещаться против течения большой реки, вряд ли такой двигатель справится. К тому же, в лодке всегда есть дополнительный багаж, который также нужно учитывать.

Для управления лодкой с мотором свыше 10 лошадиных сил необходимы права, выдаваемые инспекцией маломерных судов. Именно по этой причине в документах к двигателю часто указывают цифру 9.9, которая уже не попадает под эти правила.

Если вы не хотите столкнуться ни с какими проблемами, берите на одноместную конструкцию мотор на 8-9.9 сил. Двигатели с параметром выше 10, как правило, стоят гораздо дороже. Проще говоря, всегда нужно закладывать запас. Примерно по 3-4 силы на каждого человека.

2. Грузоподъемность

Сколько человек и грузов поднимет мотор?

Грузоподъемность – параметр, частично связанный с мощностью, но есть ряд отличий. Он показывает, при какой нагрузке двигатель сможет вывести лодку на глиссер. Глиссер – состояние, когда передняя часть лодки отрывается от воды, благодаря чему снижается сопротивление и увеличивается скорость, а расход топлива при этом снижается.

Схема расчетов примерно такая же, как у мощности. На каждые 100 килограмм веса закладывается по 5 сил. Но на деле этого мало. Чтобы лодка глиссировала, нужно минимум 8 сил при одноместной конструкции и отсутствии багажа. За основу берем именно это значение и смотрим на параметр грузоподъемности своей ПВХ-лодки. Она может быть двухместной, но при этом с грузоподъемностью 400 килограмм. Получается, что мы рассчитываем не из количества пассажиров, а именно из максимального веса, который способна переносить конструкция.

3. Принцип работы мотора

Как мотор двигает лодку?

Существует несколько вариантов того, как мотор перемещает лодку: винтовой и водометный. Винтовая конструкция более привычная и доступная по цене. На конце дейдвуда располагается винт, вращение которого и приводит лодку в движение. Вариант отличный, но всегда следует помнить о глубине. Нарваться на донные преграды – значит повредить винт, после чего дальше придется грести вручную.

Водометный мотор не имеет гребного винта. Он двигает лодку за счет выброса засасываемой воды. Неважно, на какой глубине вы передвигаетесь. Сесть на мель можно только самим дном или нижней частью движка, но из-за отсутствия подвижных модулей существенного повреждения вы им не нанесете. Для рыбалки это просто отличный вариант, но дорогостоящий и сложный в обслуживании. К слову, гребной винт можно заменить прямо на воде. Это займет не больше пяти минут.


4. Тип силового агрегата

От чего питается двигатель?

Наиболее привычный лодочный мотор работает на бензине. Раньше ему вообще не было альтернативы, но современные технологии позволяют создавать аккумуляторы большой емкости при сравнительно небольших габаритах. Электромотор более тихий, дешевый в обслуживании и не создает вредных выхлопов. Идеальный вариант для рыбалки, когда вы не хотите распугать всю рыбу в радиусе километра. Но тут следует понимать, что даже самый экономичный электромотор требует заряда. Автономность подобных систем небольшая. Как правило, всего несколько часов работы, не больше.

К тому же, электрический движок не выведет вас на глиссер и не сможет порадовать высокой мощностью. Это скорее вариант для одноместной ПВХ-лодки с минимумом нагрузки. У бензиновых моделей разнообразие и возможности куда больше, поэтому они более предпочтительны, несмотря на все свои недостатки (громкость, большой вес и дороговизна обслуживания).

5. Количество тактов бензинового мотора

Сколько тактов в моторе?

Двигатели внутреннего сгорания бывают 2- и 4-тактными. Принципиальная разница между ними – в смазке внутренних частей. У двухтактников она происходит за счет масла, добавленного в бензин, у четырехтактников смазка поступает из отдельной емкости. То есть для заправки 2-тактного мотора необходимо готовить топливо, смешивая бензин с маслом в определенной пропорции.

Многие современные двухтактные моторы имеют систему Премикс. Это технология, при которой вам не нужно готовить топливную смесь. Жидкости заливаются в отдельные емкости, а система сама их смешивает перед подачей в мотор. Такими системами оснащены многие современные лодочные моторы, но это серьезно сказывается на их цене.

При этом у каждой конфигурации есть свои преимущества и недостатки, которые мы рассмотрим в таблице:

Конфигурация

Преимущества

Недостатки

Двухтактная

+ простое обслуживание;

+ меньший вес;

+ нетребовательность к топливу;

+ простота обслуживания;

+ ниже цена.

– нужно готовить смесь;

– громкая работа;

– грязный выхлоп.

Четырехтактная

+ экономичный расход топлива;

+ не нужно готовить топливо;

+ выше моторесурс;

+ выхлоп чище.

– сложное обслуживание;

– стоимость выше;

– больше вес.

Подводя итоги, можно сказать, что четырехтактная конфигурация больше подходит тем, кто использует мотор по максимуму. Например, в коммерческих целях. Часто совершает длительные выходы на воду, и выжимает из мотора все его силы. А для обычных любителей рыбалки или охоты с воды предпочтительнее двухтактники. Они более простые, легкие и зачастую стоят меньше.

Также важно отметить нюанс, связанный с вибрацией двухтактных агрегатов. Это связанно с особенностями конструкции, и все производители пытаются с ней бороться. Моторы, оснащенные хорошей системой гашения, а также возможностью не смешивать самостоятельность топливо с маслом стоят не меньше четырехтактных версий.

6. Система управления

Как происходит управление?

Лодочный мотор может управляться с румпеля или руля. В плане удобства и практичности руль выглядит более привлекательно, но по умолчанию на ПВХ-лодки он устанавливается крайне редко, если не рассматривать самые дорогие варианты от топовых производителей.

Румпель – это рычаг в верхней части двигателя, поворачивающий его и поднимающий в случае необходимости. На конце румпеля располагается ручка газа, с помощью которой регулируется мощность мотора.

Если у вас большая ПВХ-лодка на 6-8 человек, вы всегда можете купить для нее рулевую консоль. Соответственно, и движок должен предусматриваться такое управление. Отметим, что большинство популярных моделей позволяют работать как с рулем, так и с румпелем, но не все, а значит, этот момент нужно всегда держать в уме. Для маленьких одно- или двухместных лодок рулевое управление ставить нецелесообразно. Ими гораздо проще управлять с кормы через румпель, который есть у всех моторов.


7. Размер дейдвуда

Что такое дейдвуд и как его выбрать?

Дейдвуд – это нога мотора, заканчивающаяся винтом или водометной секцией. Подбор длины дейдвуда очень важен, так как в противном случае может оказаться так, что винт вообще не достает до воды из-за слишком высокого транца лодки.

Рекомендованная длина дейдвуда указывается в описании каждой лодки. За исключением тех, на которых изначально не предусмотрен транец. В этом случае необходимо произвести замер модуля и прибавить к нему 30 сантиметров.

Длина дейдвуда может разниться от 38 до примерно 60 сантиметров, и чтобы не попасть впросак с выбором необходимой конфигурации, производители используют специальную маркировку:

S. Самый короткий дейдвуд с длиной от 381 до 454 миллиметров. Чаще используется на надувных лодках со съемным транцем.

L. Средний размер. Длина колеблется от 508 до 572 миллиметров. Наиболее распространенный вариант, подходящий к большинству типов лодок.

X. Самый длинный дейдвуд, превышающий 605 миллиметров. Используется преимущественно на больших катерах и РИБ лодках.

Все современные производители моторов для лодок придерживаются этой схемы, и длина их дейдвудов будет всегда в обозначенных диапазонах.

Особняком в этом плане стоят электромоторы. Благодаря их конструкции, когда вращающий момент от движка передается винту через обычную штангу, у производителей появляется возможность делать регулируемые дейдвуды. Многие электромоторы способны менять размер ноги, что позволяет использовать их на лодках разного типа. Правда, Х-дейдвуда вы у электромотора не найдете. Так как эти движки рассчитаны на большие лодки, электрический агрегат просто с ней не справится.

8. Общий вес

Сколько весит агрегат?

К сожалению, современные технологии, несмотря на свою продвинутость, не позволяют создать мощный мотор, например, на 40 сил, и чтобы при этом он весил каких-то 5 килограмм. Чем сильнее движок, тем больше его размер и вес. Следует понимать: если у вас агрегат весом под 50 килограмм, в одиночку вы его вряд ли установите. Нужно не просто переместить мотор на лодку, но и закрепить в определенном положении. Без посторонней помощи уже не обойтись. Поэтому если вы привыкли ездить на рыбалку в гордом одиночестве, берите мотор, вес которого не превышает 20 килограмм – тогда у вас получится установить его самостоятельно. Конкретной связи с мощностью тут нет. Разные производители предлагают разные варианты. Движки с одинаковыми силами могут весить по-разному.

9. Запуск

Как запускается двигатель?

Лодочный мотор, как и любой другой, может запускаться как вручную, так и при помощи электроники. Конечно, проще всего нажать кнопку и запустить движок, но у и тут есть свои минусы. Электроника крайне чувствительна к повреждениям. Она очень боится воды. И починить ее в «полевых» условиях точно не получится.

Ручной запуск более практичный. В лодочных моторах он выглядит как веревка, наматываемая на ротор. Ее нужно просто дернуть, чтобы движок заработал. В старых или низкокачественных моделях дергать придется долго и сильно. У надежных производителей такой проблемы нет. Хорошо отрегулированный двигатель заводится с полуоборота, поэтому необходимость в электронике отпадает. К тому же всего за одну кнопку запуска придется заплатить, и зачастую немало. Поэтому какой вариант выбрать – решать только вам. С технической стороны разницы нет. Только личное удобство.

10. Лучшие бренды

Каким производителям отдать предпочтение?

Лидерами по качеству и надежности на протяжении многих лет остаются японские лодочные моторы. Такие бренды, как Yamaha, Honda и Mikatsu давно стали легендарными. В один ряд с ними можно поставить пару американских производителей, таких как Mercury и Johnson. Все их объединяет топовое качество и долговечность, а также высокие цены, сложность обслуживания и низкая ремонтопригодностью особенно если речь идет о Хонде, внутрь которой без специальных знаний вообще лучше не лезть.

Но сегодня у этих брендов появилось множество достойных конкурентов. Конечно, из Китая. И если лет десять назад китайские движки считались чем-то второсортным, то сегодня многие из них по качеству не уступают дорогостоящим японцам или американцам.

Особняком среди производителей из Поднебесной стоит компания Parsun. Это одно из крупнейших предприятий, обладающее высокотехнологичным производством и скрупулезным подходом к качеству. Все его моторы проходят обкатку и только после этого попадают на рынок.

Также этот завод выпускает такие знаменитые сегодня бренды как HDX и TOYAMA. Каждый в своем сегменте, но всегда с высоким качеством сборки и компонентов.

Так как многие американские и японские бренды сегодня частично или полностью перенесли производства в Китай, часто можно столкнуться с тем, что именитые бренды выпускаются на одном заводе с малоизвестными китайскими движками, которые по сути являются полной копией той же Ямахи, но без логотипа, а следовательно, в разы дешевле.

Также стоит отметить моторы марок Sea-Pro, Sailor и Marlin. Их главное преимущество – цена. Стоят такие движки намного дешевле аналогов, хотя по качеству звезд с неба не хватают. При этом назвать их откровенным хламом тоже язык не повернется. Конечно, рынок китайских моторов намного богаче и обширнее. Мы же упомянули только самые популярные марки, наиболее часто встречающиеся на рынке.

Лучший производитель моторов для ПВХ лодок?
Голосуем!
Всего проголосовало: 100
+4
Максим Неверов
Максим Неверов Автор-эксперт «МаркаКачества»
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent