Зимняя рыбалка или охота требуют специальных транспортных средств. А самый дешевый и оптимальный для большинства пользователей вариант – это мотособака. Она не разорит ваш бюджет и справится с задачами по транспортировке как вас, так и довольно объемного багажа. Конечно, и на этом рынке есть «элитные», дорогие модели, но мы рассмотрим российское производство, а одним из основных критериев сравнения станет ценник. Мотобуксировщики, которые мы будем анализировать, не выходят за рамки 150 тысяч рублей.
Также это будут модели на пятисотой одиночной гусенице. Это наиболее простые и удобные мотособаки, которые пройдут как по болотистой местности, так и по глубокому рыхлому снегу. Да, буксировщик может использоваться на разных поверхностях, а самые проходимые версии имеют катковую подвеску. Впрочем, и тут есть свои вариации.
Еще мы не будем сравнивать модели с двигателями мощностью более 20 лошадей. Такие моторы способны перевести больше груза, но и ценник сильно вырастет. К тому же, для оптимального перемещения достаточно и 10 сил, а несмотря на разные двигатели, грузоподъемность наших номинантов практически равная.
Объекты сравнения

Помор L-500 К15
Недорогой и удобный мотобуксировщик с адекватным ценником и оптимальными характеристиками для поездок на охоту или рыбалку.

Барс Следопыт F13DS
Модель с открытой подвеской, которую легко чистить от налипшего снега, и весящая гораздо меньше своих конкурентов.

Бурлак-M2 LFK 13E
Качественно собранная мотособака российского производства, позволяющая выбрать большое количество деталей и компонентов по своему усмотрению.

Сибиряк PES 13
Недорогая и при этом качественная модель, но с ценником ниже, чем конкурентов.

Мужик 500 К18,5
Универсальная модель на все случаи жизни с возможностью выбора комплектации и очень мощным мотором на 18,5 лошадиных сил.
Содержание:
1. Мотор
Из каких моторов можно выбрать?
В случае с мотобуксировщиками российское производство предусматривает местную разработку и сборку несущей конструкции. В то время как комплектующие чаще всего стоят иностранные, а именно азиатские. Это касается как моторов, так и электроники. Движки в основном используют китайские: ZONGSHEN, LIFAN и Loncin. Они хорошо зарекомендовали себя на рынке и легко поддаются ремонту. Можно встретить и более редкие модели, такие как Brait или Carver. Кроме того, практически все производители в качестве альтернативы предлагают японские агрегаты от Yamaha, Honda и Suzuki.
Качество японских движков традиционно более высокое, но установка такой модели приводит к сильному подорожанию всей техники. Да и ремонт, который рано или поздно понадобится, обойдется намного дороже.
В данном случае нас интересует не производитель, а технические аспекты, используемого силового агрегата. И выглядят они следующим образом:
Модель | Мощность (л. с.) | Обороты | Крутящий момент (Н*м) |
Барс Следопыт F13DS | 13 | 3600 | 23 |
Бурлак-M2 LFK 13E | 13 | 3600 | 23 |
Сибиряк PES 13 | 13 | 3600 | 23 |
Мужик 500 К18,5 | 18,5 | 3600 | 27,5 |
Помор L-500 К15 | 15 | 3600 | 25 |
Итак, обороты всех моторов одинаковые, а вот мощность и крутящий момент отличаются. Наиболее сильным является Мужик, ему и отдаем первое место. Чуть слабее, поэтому вторая строчка у Помора, а остальные участники делят третью позицию, так как оснащаются движками на 13 лошадиных сил.
2. Подвеска
Какая используется подвеска?
Как уже говорилось выше, мы рассматриваем мотобуксировщики с катковыми подвесками. То есть в качестве опоры у них используются колесные тележки, по которым перемещается гусеница. Это лучший вариант для движения по льду и даже асфальту, поэтому катковая подвеска считается наиболее универсальной.
Но и тут есть свои различия. Например, в количестве тележек. С одной стороны, чем их больше, тем устойчивее техника и лучше опора. Но с другой, большое количество модулей внутри гусеницы приводит к тому, что туда набивается снег, и его нужно очищать. А если ваша охота или рыбалка предусматривают долгие стоянки, то после них возможно образование наледи, которую придется сбивать. Проще говоря, мы отдадим более высокие позиции тем моделям, которые используют 2 тележки, а не 3.
У нас это Помор и Сибиряк. Но вместе с ними эту строчку делит мотособака Барс. У него 3 тележки, но конструкция такова, что вместо катковой подвески вы можете поставить склизовую, что делает модель самой универсальной в нашем сравнении. И если вы отправляетесь на рыхлый снег, лучше не пренебрегать такой возможностью.

Помор L-500 К15
Лучшее соотношение цены и качества
3. Гусеница
Чем отличаются гусеницы и грунтозацепы?
Гусеница – основной движущий элемент буксировщика, но у большинства моделей вы не заметите разницы. Может отличаться длина, количество секций и ширина шага, но все это зависит от конкретных особенностей конструкции. Нас же интересует такой параметр, как высота грунтозацепа. Говоря простым языком, это длина выпирающего модуля на траке. Именно он цепляется за поверхность, и, следовательно, чем длина больше, тем лучше будет сцепление.
Высота грунтозацепа является стандартной на большинстве моделей – 21 мм. Размер был взят за основу и считается наиболее оптимальным для разных поверхностей.
В нашем сравнении всего один участник, использующий отличающийся модуль трака – это мотособака Барс, у которой грунтозацеп имеет размер 32 мм. Этому номинанту отдаем первое место. Остальные участники делят вторую строчку, так как все используют стандартную компоновку с 21 мм грунтозацепами.
4. Грузоподъемность
Сколько веса перевезет буксировщик?Так как основное назначение мотобуксировщика – это охота или рыбалка, подразумевается, что он будет перевозить не только наездника, но и его багаж. Грузоподъемность зависит от мотора и конструкционных особенностей. Также разделяют два вида этого параметра: перевозимый вес на корпусе и в тележке. В первом случае учитывается то, сколько багажа потянет модель, если загрузить его прямо на тележку. Во втором – тяговый вес, от есть сколько груза вы сможете набрать в санки, цепляемые сзади.
Модель | Вес на корпусе (кг) | Вес в санях (кг) |
Барс Следопыт F13DS | 50 | 500 |
Бурлак-M2 LFK 13E | 45 | 250 |
Сибиряк PES 13 | 40 | 600 |
Мужик 500 К18,5 | 50 | 750 |
Помор L-500 К15 | 40 | 250 |
Как видно, прямой зависимости с мощностью мотора нет. Мотособака Сибиряк способна тянуть 600 килограмм в санях, при этом у нее мотор всего на 13 лошадиных сил. Это однозначное первое место, которое делится с моделью Мужик, являющейся лучшим вариантом для перевозки тяжелого снаряжения.
Чуть скромнее выглядит Барс, способный в санях потянуть полтонны веса, что тоже неплохо. Хватит и на двух наездников, и на их поклажу. А вот третья строчка – у Бурлак и Помор. В санях они утащат всего 250 килограмм, а на корпусе – 40 и 50 кг соответственно. Скромный результат, поэтому о пассажире с такими моделями лучше сразу забыть.
5. Габариты
Какие размеры у техники?
Небольшие модели обладают лучшей манёвренностью, поэтому им отдадим первое место. Но для начала нужно понять, что габариты мотособаки могут быть двух типов: в рабочем положении и транспортировочном. Второе не менее важно, так как маленькую технику проще перевозить, а чаще всего это делается в багажнике обычного авто. Соответственно, для большой модели уже понадобится прицеп, а это лишние расходы и морока с перевозкой.
Модель | Рабочие габариты (Д×Ш×В, см) | Транспортировочные габариты (Д×Ш×В, см) |
Барс Следопыт F13DS | 273×580×800 | 155×580×800 |
Бурлак-M2 LFK 13E | 255×510×800 | 145×510×800 |
Сибиряк PES 13 | 235×560×770 | 145×560×770 |
Мужик 500 К18,5 | 265×600×900 | 145×600×1000 |
Помор L-500 К15 | 235×510×850 | 125×510×800 |
В большинстве случаев ширина и высота остаются неизменными как в рабочем, так и в транспортировочном состоянии. Это связано с конструкционной особенностью мотособаки, где убирается только ручка. Исключение составляет Мужик, где она при складывании слегка увеличивает высоту.
Что же касается победителя, то им становится Помор – самый компактный мотобуксировщик, который легко поместится в багажник легковушки. А его рабочий размер позволит маневрировать даже в густом лесу, если ваша рыбалка или охота проходят там. Чуть более крупные модели у Мужик, Сибиряк и Бурлак. В транспортировочной форме их длина – 145 см. В рабочей она отличается, но не сильно. Имеет смысл всем им отдать вторую строчку. А вот самый громоздкий у нас – Барс. В багажник он все еще поместится, но уже с трудом, да и не в каждую машину.
6. Вес
Сколько весит техника?Вес – важный параметр для мотособаки, так как ее нужно транспортировать, да и расход топлива с увеличением массы повышается. В качестве эталонной отметки возьмем 100 кг. И не выйти за нее удалось только одному участнику: Барсу. Он весит 95 кг, и это однозначное первое место. Сюда же отправляем Помор, который на 5 кг тяжелее.
В данном случае мы рассматриваем так называемую сухую массу, то есть вес модели без технических жидкостей и дополнительного оснащения. Топливные баки могут быть разного объема, а это сильно влияет на показатель и делает его не самым объективным.
Вторую строчку единолично занимает Сибиряк, весящий 110 кг. А на третье место уходят самые тяжелые модели – Мужик (120 кг) и Бурлак (117 кг).

Барс Следопыт F13DS
Самая легкая модель
7. Гарантия
Какой гарантийный срок дает производитель?Российское производство позволяет брендам давать гарантию на свою технику и производить ее обслуживание. Отметим, что гарантийные обязательства касаются не только самого буксировщика, но и его мотора, а также электронного оснащения, хотя они и выпускаются другими заводами. В любом случае, чем дольше гарантия, тем лучше, ведь отчасти она указывает на то, как производитель уверен в своем товаре.
Победителей у нас несколько. Это буксировщики Барс, Бурлак и Помор. У всех гарантийный срок составляет 24 месяца. Остальные бренды более скромные и готовы проводить бесплатный ремонт и замену только в течение года с момента покупки.
8. Особенности конструкции
В чем преимущества моделей?Лучший мотобуксировщик в плане опционального отношения – это Мужик. Производитель предлагает установить массу интересных деталей, повышающих уровень комфорта. Это может быть, подогрев ручек, специальный кофр и ящик для багажа. Также эта мотособака имеет максимально открытую систему подвески. Ее легко чистить от налипшего снега, а мощная светодиодная фара рассеет даже полную темноту или густой туман. Однозначное первое место.
Так как рассматриваемые нами модели имеют катковую подвеску, для них очень важным является открытость конструкции. Чем проще достать до тележек, тем легче будет чистить их от снега, и тем меньше он будет там скапливаться.
Также первое место отдадим бренду Бурлак. Несмотря на 3 тележки в подвеске, все они открытые и имеют упрощенную конструкцию. Налипание снежных масс сведено к минимуму. Остальные участники делят второе место.
9. Скорость
Как быстро способна передвигаться мотособака?
Мотобуксировщик – не самая быстрая техника, да и скорость тут не так важна. Куда правильнее смотреть на проходимость и грузоподъемность, но, конечно, чем аппарат быстрее, тем лучше. Особенно если ваша охота или рыбалка находятся на большом удалении от места высадки.
Скорость передвижения – понятие условное, так как на нее влияет тип покрытия, загруженность и другие нюансы. Производители указывают максимальное значение, которого способен достичь буксировщик, и оно находится довольно далеко от того, на какой скорости вы будете передвигаться в реальности.
Самыми быстрыми в нашем списке являются мотобуксировщики Бурлак и Мужик. Оба способны вытягивать 60 км/ч, что для такой техники является очень хорошим результатом. Помор и Барс чуть скромнее и умеют развить только 45 км/ч, а самый медленный – Сибиряк, способный только на 40 км/ч.

Бурлак-M2 LFK 13E
Самая быстрая мотособака
10. Цена
Сколько стоит техника?Российское производство позволяет брендам удерживать адекватные ценники, поэтому они более популярны, чем иностранные аналоги. Конечно, цена у разных дилеров может отличаться. Также на нее влияет комплектация и тип мотора. Мы же возьмем среднее значение с китайским движком и минимальным набором опций.
Модель | Цена (руб.) |
Барс Следопыт F13DS | 130 000 |
Бурлак-M2 LFK 13E | 125 000 |
Сибиряк PES 13 | 85 500 |
Мужик 500 К18,5 | 98 000 |
Помор L-500 К15 | 92 000 |
Однозначным победителем номинации становится мотобуксировщик Сибиряк. Это лучший вариант для тех, кто ищет способ сэкономить. Второе место – у Мужик и Помор. Они чуть дороже, но все еще обойдутся до 100 тысяч рублей, которые можно назвать психологической отметкой. Ну а третья строчка – у Барс и Бурлак, самых дорогих моделей в нашем сравнении.

Сибиряк PES 13
Лучшая цена
11. Итоги сравнения
Лучший мотобуксировщик российского производства по среднему баллу за все критерии сравненийМодель | Общий балл | Число побед по критериям | Победитель в номинациях |
Мужик 500 К18,5 | 4.3 | 4/10 | Мотор; Грузоподъемность; Особенности конструкции; Скорость. |
Помор L-500 К15 | 4.3 | 4/10 | Подвеска; Габариты; Вес; Гарантия. |
Барс Следопыт F13DS | 4.1 | 4/10 | Подвеска; Гусеница; Вес; Гарантия. |
Сибиряк PES 13 | 4.1 | 3/10 | Подвеска; Грузоподъемность; Цена. |
Бурлак-M2 LFK 13E | 3.9 | 3/10 | Гарантия; Особенности конструкции; Скорость. |
По сути, у нас два победителя: Мужик и Помор. Сказать, какой из них лучший, сложно, так как оба обладают примерно равными характеристиками и набрали одинаковое количество баллов. Отличные варианты, если планируется долгая рыбалка или охота. Ну и ценники у них адекватные. Впрочем, и другие модели сбрасывать со счетов не стоит. У всех есть свои достоинства и недостатки, но в целом они заслуживают внимания.
