Если вы любитель рыбалки, охоты или вам по какой-то другой причине необходим транспорт для перемещения по снегу, то лучший вариант – это мотобуксировщик. Настоящий тягач, не требующий специальных прицепов для транспортировки и водительских прав для управления. Качественный мотобуксировщик перевезет вас, вашего пассажира и багаж по любому снегу, льду или грязи. Он опирается на гусеницы, поэтому способен справляться с самым суровым бездорожьем. Но это если речь идет именно о качественном агрегате, а чтобы его найти, необходимо тщательно сравнить самые популярные модели по основным показателям.
Мы же попытаемся сравнить не конкретные модели, а целые бренды. У всех у них обширные каталоги и много разнообразных версий, но есть много общих параметров, кочующих от модели к модели. Эти параметры могут быть как положительными, так и отрицательными. О них знают эксперты и продавцы, но последние часто умалчивают о недостатках в силу своей профессии.
Итак, в наше сравнение попали 4 популярных производителя мотособак:
Бурлак – популярный российский производитель, базирующийся в городе, Рыбинск ярославской области. Бренд хорошо известен российским потребителям и славится низкими ценами и высокой ремонтопригодностью своих агрегатов.
Койра – бренд из Архангельска, пользующийся популярностью не только у рядовых покупателей, но и у специальных служб. Например, компания поставляет мотобуксировщики для нужд МВД и армии.
IKUDZO – сравнительно молодой российский бренд, выпускающий мотобуксировщики не только на российский, но и на европейский, а также американский и канадский рынки. У бренда сразу две производственные площадки: в ярославской области выпускают аппараты для местного рынка, а в Петербурге для иностранного.
Motodog – небольшой производитель, выпускающий бюджетные мотособаки. В нашем сравнении он играет роль собирательного образа, так как его мотобуксировщики по характеристикам и наполнению практически не отличаются от других бюджетных брендов, таких как Мужик, СТЕМ или Форза.
У всех представленных брендов очень обширные каталоги, в которых есть как мощная, усиленная техника, так и небольшие варианты для коротких поездок. Чтобы сравнение было максимально честным, мы будем рассматривать классические гусеничные тягачи с двигателями не менее 15 и не более 20 лошадиных сил. Это самая популярная конфигурация среди покупателей, способная служить как транспортом для перемещения лично вас, так и грузовиком с нагрузкой до, а иногда и более, полутоны.
Содержание:
Сравнительная таблица популярных моделей
Бренд | Двигатели | Подвеска | Вариатор | Дополнительные опции | Грузоподъемность (корпус/сани) |
IKUDZO | LIFAN; LONCIN; Zongshen; DINKIN; YAMAHA; HONDA; Briggs&Stratton. | Универсальная | Оригинальный, усиленный Сафари | Подогрев рукояток; Прикуриватель; Светодиодная фара; Бардачок для инструментов. | 80/450 |
Койра | LIFAN; LONCIN; Zongshen. | Универсальная | Стандартный Сафари | Подогрев рукояток; Бардачок для инструментов. | 80/650 |
Motodog | LIFAN. | Катковая | Стандартный Сафари | Подогрев рукояток (опционально) | 40/400 |
Бурлак | LIFAN. | Универсальная | Стандартный Сафари | Подогрев рукояток (опционально) | 40/250 |
1. Типы моторов
Какие силовые агрегаты устанавливают производители?
В этой номинации без лишних слов и длинных вступлений отдаем победу IKUDZO. Только у него вы найдете огромный ассортимент используемых двигателей. На российском рынке наибольшей популярностью пользуются китайские силовые агрегаты, такие как LIFAN, LONCIN и ZONSHENG. Они сравнительно недорогие, но при этом надежные и долговечные. Если же вы не доверяете китайским производителям, есть вариант взять мотособаку с чистокровным японцем на борту. Это может быть HONDA или YAMAHA. А на американский рынок поставляются модели с движками Briggs&Stratton.
Моторы Briggs&Stratton преимущественно устанавливаются на экспортные версии буксировщиков. Двигатели очень дорогие и по характеристикам схожи с топовыми японцами.
Что касается других номинантов нашего сравнения, то у них такого богатого ассортимента нет. Чаще всего они используют моторы Лифан. Реже ZONSHENG. Это наиболее бюджетные агрегаты, поэтому и пользуются таким спросом. Проще говоря, покупая Бурлак, Койра или Мотодог, у вас нет выбора. Вы получаете буксировщик с тем мотором, который использует производитель.
2. Надежность и прочность
Насколько прочные рама и корпус у мотобуксировщика?
Даже если вы максимально аккуратный пользователь, при перемещении на мотособаке не исключены столкновения с какими-то препятствиями и наезды на скрытые под снегом объекты. Важно, чтобы ваш аппарат выдерживал все эти невзгоды, а значит, ему нужна прочная, надежная рама и корпус. Победителем в номинации становится IKUDZO. Производитель использует исключительно высокопрочную сталь с увеличенным коэффициентом прочности. Она дороже в производстве, но не идет ни в какое сравнение с обычным, «сырым» металлом, который применяют другие бренды.
Также при производстве мотобуксировщиков IKUDZO используется современная лазерная резка с одновременным нанесением оксида на поверхность. Благодаря этой технологии стыки не ржавеют, а точность настолько высокая, что вы при всем желании не найдете зазоров и неточностей. Ну, и, конечно, никакого пластика. Да, его применение значительно удешевляет конструкцию. Но даже самый прочный пластик не сравнится с металлом, тем более высокопрочным.
Не забываем и про покраску. Постоянный контакт со снегом, а впоследствии и с водой требует нанесения максимально качественных красителей. Мотособаки от IKUDZO окрашиваются в 4 слоя, чего не делает ни один другой производитель из-за дороговизны и сложности процесса.

IKUDZO 500 EK15
Высокая грузоподъемность
3. Размер и вес
Какие габариты имеет мотобуксировщик?
Мотобуксировщик не предназначен для движения по дорогам общего пользования, а значит до места его нужно как-то доставить. В отличие от снегохода, тут вам не понадобится покупать специальный прицеп или нанимать грузовик. Аппараты достаточно компактные и редко весят больше 200 килограмм. Кроме того, мотособака может складываться или разбираться, благодаря чему она помещается в багажник обычного автомобиля.
Конечно, вопрос размеров условный, так как мы говорим не о конкретных моделях, а о брендах в целом. У всех производителей большие каталоги, в которых встречаются самые разные модели. Есть большие, тяжелые аппараты, которые влезут разве что в пикап, или совcем маленькие, но с соответствующей мощностью. Получается, что выявить явного победителя в этой номинации не представляется возможным, поэтому всем ставим по 5 баллов и отправляем номинантов на первое место.

Бурлак-М Практик
Компактные габариты
4. Комплектующие
Какие запчасти устанавливает производитель?Если внимательно рассмотреть мотобуксировщики российского производства, становится понятно, что практически у всех производителей одни и те же поставщики. Это объясняется постоянным поиском золотой середины. Бренды пытаются добиться соотношения цены и качества, но на деле это просто приводит к удешевлению продукта, но качество и надежность приносятся в жертву.
Но так поступают не все производители. Например, IKUDZO не гонится за низкой ценой комплектующих. Для примера можно рассмотреть любой модуль их мотособак. Тут установлены японские подшипники NTN и KOYO. Да, они дорогие, но и качество у них на порядок выше. То же самое можно сказать про усиленную цепь. Как и подшипники она имеет японское происхождение и не идет ни в какое сравнение с местными аналогами. Еще один важный аспект – ремень вариатора. Владельцы бюджетных мотособак знают, насколько это важный и часто слабый модуль. Но только не у IKUDZO, где стоит ремень немецкого производства.
С первым местом мы определились, тут не может быть никаких сомнений, а на вторую позицию отправляем Койра. Этот производитель тоже использует импортные компоненты, но не в таком объеме как IKUDZO. Ну а третье место делят Бурлак и Мотодог. Оба являются представителями бюджетного сегмента, где экономия на комплектующих стоит на первом месте, даже если это сказывается на общем качестве.
5. Подвеска
Какие подвески стоят на мотособаках?
Подвеска – один из важнейших модулей мотобуксировщика. Он влияет на проходимость и удобство модели, а значит на него нужно смотреть если не в первую, то во вторую очередь. В этой номинации у нас сразу два победителя. Это мотособаки от IKUDZO и Койра. Все благодаря тому, что их конструкции дают пользователю возможность заменить подвеску самостоятельно, причем делается это очень легко и не требует специальных навыков и оборудования. Не важно по какой поверхности вы собрались ехать, заменяемая подвеска делает вашу мотособаку максимально универсальной.
Склизовая подвеска использует в качестве опоры лыжи. Она лучше себя показывает на рыхлом снеге. В катковой версии используются колеса. Это лучший вариант при движении по слежавшемуся насту и льду.
Еще один важный фактор – угол атаки. У моделей Бурлак и Мотодог он стандартный, то есть изначально выставленный на заводе и не меняемый. Да, в их каталогах тоже есть версии с изменяемым углом, но, чтобы произвести эти манипуляции понадобится время и набор инструментов. С IKUDZO таких проблем не возникнет. Его угол атаки меняется за считаные минуты, а значит вам доступны любые дороги и направления, вне зависимости от их покрытия и сложности.
6. Проходимость
Какие факторы влияют на проходимость мотособаки?
Проходимость – важный параметр мотобуксировщика и головная боль для инженеров и разработчиков. Тут мы снова возвращаемся к подвеске, а значит победители прежние: IKUDZO и Койра. И там и там есть возможность смены подвески с катковой на склизовую. У бюджетных моделей такой возможности нет. Там используются стандартные катки, причем без собственной амортизации, а это значит, что мотособака сильно теряет в проходимости и управлять ею становится некомфортно. Чуть лучше дела обстоят у бренда Бурлак. Тут тоже можно сменить подвеску, хоть и с некоторыми «танцами с бубном», да и ее катки подпружиненные, то есть плавность хода лучше.
Также отметим возможность настроек, которая присутствует у номинантов, попавших на первое место. При желании вы можете изменить жесткость подвески и угол атаки. Это очень важные аспекты, так как стандартный угол атаки рассчитан на движение по относительно ровной поверхности, и столкнувшись с сугробом такая мотособака просто встает как вкопанная. Но если изменить угол атаки, аппарат легко возьмет даже самый крутой подъем. Но тут возникает другая проблема – балансировка. Чтобы буксировщик сохранял устойчивость, необходимо тщательно продумать его конструкцию. Инженерам из Койра и IKUDZO это удалось, чего не скажешь о других номинантах, которые если и взберутся на сугроб, рискуют быстро на нем перевернуться.
7. Грузоподъемность
Какой вес и объем багажа может перевозить буксировщик?Основная идея мотобуксировщика заключается в том, что он должен перевозить не только вас, но и ваш багаж. Если речь идет о зимней рыбалке или охоте, то он может быть очень объемным и тяжелым. Конечно, чем выше грузоподъемность, тем лучше, но следует понимать, что этот параметр делится на две составляющих. Есть грузоподъемность на корпусе, то есть максимальный вес, перевозимый в собственной корзине, и грузоподъемность в санях. Второй показатель всегда выше. Для удобства рассмотрим модели от наших производителей, а чтобы сравнение было максимально точным, возьмем варианты с двигателями на 9 лошадиных сил.
Модель | Вес в корзине (кг) | Вес в прицепе (кг) | Собственный вес (кг) |
IKUDZO 1250/500 K9 | 80 | 450 | 84 |
Койра TR-9Е | 80 | 650 | 110 |
Бурлак-M2 LFP 9 | 40 | 250 | 110 |
MOTODOG 500 | 40 | 400 | 115 |
Итак, самым слабым становится буксировщик Бурлак. В санях он может тянуть всего 250 килограмм. Вычтите из этого свой собственный вес и получите довольно скромную цифру. Чуть лучше себя показал Мотодог, способный тянуть до 400 килограмм в санях, но на корпусе показатель все равно очень низкий, не более 40 килограмм нагрузки.
IKUDZO занимает почетное второе место. У него хорошие показатели грузоподъемности как в санях, так и на буксировщике, при этом он самый легкий. Вес аппарата не превышает 90 килограмм, в то время как остальные модели переваливают за сотню. А победителем номинации становится Койра. Настоящий тягач, способный везти в санях до 650 килограмм.

KOiRA Богатырь
Высокая грузоподъемность
8. Коробка передач
Какие коробки устанавливает производитель?Все номинанты из нашего сравнения, да и другие бренды, используют вариатор Сафари. Это наиболее удобный и предпочтительный вариант коробки передач, но и тут есть свои тонкости. Дело в том, что вариаторы Сафари существуют как минимум в четырех исполнениях. Наиболее дешевый модуль – кооперативный вариатор, выпускаемый в городе Рыбинск. Именно его мы видим на большинстве моделей мотособак от самых разных производителей. Стоит он порядка 3 тысяч рублей и считается брендами лучшим соотношением цены и качества. Но есть еще и оригинальный вариатор, выпускаемый непосредственно разработчиком, а не кооперативом. Любой автовладелец знает разницу между оригиналом и кооперативом. Она очевидна.
Оригинальный вариатор Сафари ставит всего один бренд из нашего списка – IKUDZO. Более того, они применяют не стандартную версию, а усиленную. Это модификация вариатора, отличающаяся повышенным сроком службы и надежностью. Вместе с тем она и самая дорогая, что и становится причиной того, что многие бренды от нее отказываются. Ведь для многих обывателей нет никакой разница, Сафари и Сафари.
9. Дополнительные опции
Какие дополнения есть у аппаратов?
Мотобуксировщик должен быть не только качественным и надежным, но еще и удобным. К сожалению, многие бренды не особо заботятся об удобстве водителя, и вероятнее всего это связано с пресловутой экономией. Даже простой подогрев рукояток есть не у всех, а у некоторых моделей он устанавливается опционально, то есть за него придется доплатить.
Если же вы ищите максимально комфортный буксировщик, то это определенно IKUDZO. Рукоятки у него имеют подогрев, и это базовая опция, что логично для транспортного средства, эксплуатируемого преимущественно зимой. Также тут есть прикуриватель, и если вы не подвержены пагубной привычке, то он все равно является нужным модулем на любой технике. Прикуриватель – по своей сути, это розетка, к которой можно подключать самые разные устройства. Добавим в список полезных опций удобный бардачок для инструментов. Теперь вам не придется держать их в санях или корзине, постоянно забывая положить их в багаж. Сюда же идет освещение. На IKUDZO устанавливается мощная фара на 18 W, а с ней не страшна даже самая темная ночь.
Второе место отдаем Койра. Тут тоже есть подогрев рукояток и прикуриватель. За них не нужно доплачивать. А вот удобного бардачка нет. Точнее есть, но его вместимость и доступность оставляют желать лучшего. А вот покупая Бурлак или Мотодог, за банальный подогрев рукояток придется доплачивать. У них данная функция является опциональной. А о таких вещах как бардачки, прикуриватели и мощные фары и вовсе можно забыть.
10. Цены
Сколько стоят модели с примерно равными характеристиками?Для многих пользователей вопрос цены стоит на первом месте. В этой номинации у нас побеждает Мотодог. Это самый бюджетный буксировщик, за который вы отдадите порядка 75 тысяч при комплектации 9 сильным мотором от Лифан. Второе место делят Бурлак и IKUDZO. Их ценник превышает 90 тысяч рублей, а самым дорогим является Койра, стоящая свыше 100 тысяч.
И тут необходимо сделать некоторые пояснения, касающиеся стоимости модели от IKUDZO. В этой номинации она делит второе место с буксировщиком Бурлак, но у них настолько разная начинка, что если ценник IKUDZO можно объяснить, то вот откуда, Бурлак взяли такие цифры совершенно непонятно.
Стоимость любого товара складывается из цены его комплектующих и сложности производства. У IKUDZO она полностью оправдана, так как если заменить все его оригинальные, дорогостоящие запчасти на те, которые использует, например, Мотодог, или любой другой бренд, цены сравняются. Проще говоря, покупая мотобуксировщик IKUDZO вы экономите не в момент приобретения, а в дальней перспективе. Да, сегодня вы переплатили, но ремонт теперь потребуется очень нескоро, а ресурс запчастей превышает значения более дешевых аналогов.

MOTODOG 500
Лучшая цена
11. Итоги сравнения
Лучшие бренды мотобуксировщиков по среднему баллу за все критерии сравненийБренд | Общий балл | Число побед по критериям | Победитель в номинациях |
IKUDZO | 4.80 | 8/10 | Типы моторов; Надежность и прочность; Размер и вес; Комплектующие; Подвеска; Проходимость; Коробка передач; Дополнительные опции. |
Койра | 4.30 | 4/10 | Размер и вес; Подвеска; Проходимость; Грузоподъемность. |
Motodog | 3.90 | 2/10 | Размер и вес; Цена. |
Бурлак | 3.70 | 1/10 | Размер и вес. |
Безусловным победителем становится бренд IKUDZO, собравший больше всего побед в номинациях. Проиграл производитель только в цене и грузоподъемности, причем вопрос цены условный, так как она объясняется использованием более дорогих комплектующих от топовых брендов. Качество, надежность и удобство мотобуксировщиков IKUDZO на самом высоком уровне. Несмотря на сравнительную молодость бренда, его продукцию уже успели оценить не только российские, но и европейские, а также канадские и американские потребители.
Компания выпускает буксировщики на экспорт, и даже открыла для них специальную производственную площадку под Петербургом. Модели IKUDZO постоянно участвуют в международных презентациях и выставках. Вот видео всего с парой примеров:
Представительства компании есть в Германии, Австрии, Румынии и Чехии. Более подробно об официальных дилерах можно узнать на официальном сайте производителя.
проще говоря, IKUDZO нацелен на мировой рынок, поэтому предлагает покупателям самый широкий ассортимент продукции. Ну и качество должно быть соответствующим. Тут нет возможности экономить на комплектующих, так как это скажется на конечном качестве продукции, а привередливый европейский, японский или американский покупатель быстро вычислит низкокачественный товар. Покорение мирового рынка накладывает определенные обязательства на производителя, и IKUDZO их выполняет в полной мере.
Второе место занимает бренд Койра. Тут не встретишь такого количества импортных запчастей, но экономия для производителя не стоит на первом месте. Этим объясняется наличие контрактов с силовыми структурами России, которым компания поставляет свои буксировщики.
А вот Бурлак и Мотодог разделили третье место. У своих конкурентов они выигрывают только в цене, и то, лишь на момент покупки. Производители не стремятся выпускать максимально надежные и качественные аппараты, удовлетворяя спрос тех, кто ищет максимально бюджетный вариант. Здесь вы не встретите японских комплектующих и дорогих компонентов. Правда и вопрос экономии не особо актуален. Ремонт такого буксировщика потребуется гораздо раньше, да и производить его придется чаще.