Моторная лодка – это полноценное транспортное средство, и для управления ею необходимы соответствующие документы, выдаваемые Государственной Инспекцией по Маломерным Судам (ГИМС). Но есть определенная оговорка, согласно которой моторам мощностью до 10 лошадиных сил регистрация не требуется. Можно взять движок на 2,5 или 5 сил, но они слишком слабые. Понимают это и производители, поэтому выпускают модели, мощность которых – 9.9 сил. То есть они – почти десятки, но все еще «маломощные» и не попадают под обязательную регистрацию. Именно этим обусловлена такая популярность подобных агрегатов.
Моторы на 9.9 сил выпускают практически все бренды, в том числе малоизвестные китайские, но в наше сравнение попали только топовые производители:
Mercury 9.9M – американский бренд, главным преимуществом которого являются демократичные цены. Если вы хотите сэкономить, но при этом не терять в качестве агрегата, присмотритесь к товарам Меркури. По надежности и долговечности моторы бренда не уступают японским, а в некоторых аспектах даже их превосходят.
Suzuki DF 9,9 BS – один из лидеров рынка лодочных моторов, отличающийся высоким качеством и надежностью. Моторы Сузуки не могут похвастаться демократичностью ценников, зато их обслуживание обходится гораздо дешевле, так как они редко ломаются. В далекой перспективе стоимость такого мотора легко сравняется с бюджетным китайским ноунеймом.
Yamaha F9.9 JMHS – сравнительно новый агрегат от топового японского производителя, отличающийся экономичностью и массой вспомогательной электроники. Ямаха постоянно внедряет что-то новое в свои модели. Это положительно сказывается на общем качестве и удобстве эксплуатации, но снижает ремонтопригодность.
Tohatsu MFS 9.9 E S – бренд, специализирующийся конкретно на лодочных моторах. В отличие от других фирм, он не распыляется на множество направлений, поэтому большинство новаторских идей первыми появляются именно у Тохатсу. Кроме того, данный двигатель можно переделать в более мощный и сэкономить на покупке 15- или 20-сильного агрегата.
Все эти моторы отличаются друг от друга по характеристикам и оснащению, но есть у них ряд общих факторов, позволяющих делать корректное сравнение:
- все моторы 4-тактные, то есть для их заправки не требуется самостоятельно готовить топливную смесь;
- мощность двигателя – 9.9 лошадиных сил, чтобы попадать под нормативы ГИМС;
- у всех моторов есть холостой ход и задняя передача;
- управление румпельное, но в некоторых случаях с возможностью переделки под рулевое;
- все движки двухцилиндровые;
- охлаждение водяное.
Такая компоновка является наиболее популярной среди покупателей. Она не топовая, зато существенно снижает стоимость продукта. К тому же, мотору на 9.9 сил редко требуется рулевое управление или дистанционный запуск. Чаще всего их ставят на ПВХ лодки, где все манипуляции можно совершать непосредственно на моторе.
Также необходимо объяснить, почему в сравнение не попали агрегаты от Хонда, ведь это очень известный и популярный бренд. Дело в том, что вот уже много лет, как эта компания отказалась идти на поводу у российского законодательства и не выпускает движки на 9.9 сил. В их каталоге есть десятки, но это уже совсем другая категория и не попадает под определение двигателя малой мощности, хотя и разница всего 0,1 сила.
Содержание:
1. Объем двигателя
Какая кубатура у мотора?
Существует заблуждение, что объем мотора напрямую влияет на его мощность. Это верно лишь отчасти, и для примера можно сравнить Волгу ГАЗ 24 и болид Формулы 1. И там, и там почти одинаковые по кубатуре моторы, но в первом случае мощность – менее 100 сил, а втором – более 700. С лодочными моторами ситуация та же. При мощности в 9.9 сил агрегат может иметь совершенно разный объем картера. Но сбрасывать со счетов этот параметр нельзя. По сути, он показывает, сколько времени движок сможет проработать при полной нагрузке. Чем выше объем, тем проще мотору справляться с перегрузками.
Если вы покупаете движок, чтобы поставить его на рыбацкую ПВХ лодку, нет смысла гнаться за кубатурой, а вот для катания на водных лыжах она очень важна. В принципе, имеет смысл брать максимально объемистый мотор, чтобы вообще не испытывать неудобств при разгоне и нагрузках, но в этом случае придется пожертвовать весом, размером и экономичностью. Чем объем больше, тем выше все эти показатели. Но как бы там ни было, победителем в номинации становится Тохатсу: у него объем составляет 333 кубических сантиметра. Чуть меньше у Сузуки – 327 см3. А Меркури и Ямаха в этом отношении самые слабые, всего 262 и 212 кубиков соответственно.
2. Максимальные обороты
Сколько оборотов в минуту выдает двигатель?Обороты двигателя влияют на максимальную скорость перемещения лодки. Чем оборотистей движок, тем быстрее вы будете двигаться. Но также на скорость влияет объем двигателя и конфигурация винта. Проще говоря, более объемный агрегат с высокими оборотами будет двигать лодку медленнее из-за своего веса, зато сможет поднять большую массу. Что касается наших номинантов, то правильнее будет сравнить этот показатель в совокупности с объемом картера:
Модель | Объем (куб.см) | Максимальные обороты |
Mercury 9.9M | 262 | 6000 |
Suzuki DF 9,9 BS | 327 | 6000 |
Yamaha F9.9 JMHS | 212 | 6000 |
Tohatsu MFS 9.9 E S | 333 | 6100 |
Можно заметить, что производители стремятся к среднему стандарту, то есть чем больше картер, тем более высокие обороты будут у мотора. Но следует также учитывать, что это именно максимальные обороты и, если гонять мотор на них, ресурс сильно уменьшится. К том уже при высоких оборотах увеличивается расход топлива. Поэтому производители указывают не максимальные обороты, а рабочий диапазон, то есть промежуток, в котором движок будет нормально себя чувствовать. Превышая максимальный порог, вы уже перегружаете мотор, а следовательно, гробите его. Получается, что победителем в номинации становится Тохатсу. При самом объемом картере у него самые высокие обороты. Лодка ПВХ с таким агрегатом станет не только быстрой, но и более грузоподъемной.

Tohatsu MFS 9.9 E S
Лучшее оснащение
Участник рейтинга: 12 лучших лодочных моторов до 10 л. с.
3. Диаметр и ход поршня
Какой размер поршня?
Ход поршня – это расстояние между двумя мертвыми точками: верхней и нижней. Соотношение этого параметра с диаметром влияет на крутящий момент мотора, а также на количество выхлопных газов. Существует три типа соотношений:
- super-square (короткий ход), когда диаметр цилиндра больше, чем ход поршня;
- square (равный ход), когда оба параметра одинаковые;
- under-square (длинный ход), когда диаметр меньше хода.
Наиболее привлекательно для 4-тактных поршневых двигателей выглядит третий вариант. Такой движок будет иметь большую тягу, произведет меньше выхлопных газов и вообще будет экономичнее. Но все наши номинанты имеют конфигурацию super-square, то есть у них диаметр цилиндра превышает длину хода поршня. Соответственно, чтобы выявить победителя в номинации, необходимо найти мотор с наименьшей разницей между этими показателями:
Модель | Диаметр поршня (мм) | Ход поршня (мм) | Разница (мм) |
Mercury 9.9M | 60 | 46 | 14 |
Suzuki DF 9,9 BS | 60,4 | 57 | 3,4 |
Yamaha F9.9 JMHS | 56 | 50 | 6 |
Tohatsu MFS 9.9 E S | 61 | 57 | 4 |
Получается, что лучший результат показал 4-тактный лодочный мотор от Сузуки. У него разница между диаметром и ходом всего 3,4 миллиметра. Немного уступает агрегат Тохатсу с 4 миллиметрами, а Меркури им полностью проигрывает с самым большим разрывом между этими параметрами. 14 миллиметров – это очень много и говорит нам, что мотор будет производить больше выхлопных газов, а также потеряет в крутящем моменте.
4. Передаточное число
Сколько оборотов делает винт за одно вращение вала?
Передаточное число – это соотношение количества зубьев на ведущей и ведомой шестеренке. Например, на вале стоит шестеренка с 10 зубьями, а на ведомой их 20. Получается, что наше передаточное число будет 2 к 1. На практике данный параметр показывает, насколько быстро лодка сможет набрать максимальную скорость или выйти на глиссер. Получается, что чем больше это значение, тем лучше. Это верно лишь отчасти. Лодочный мотор, в отличие от автомобильного, не имеет полноценной коробки передач.
Коробка передач лодочного мотора работает только на реверс. То есть максимум может быть три скорости: передняя, задняя и нейтральная. Кроме того, некоторые движки, не попавшие в наше сравнение, вообще не имеют заднего хода и нейтрали.
Если максимально увеличить передаточное число, то снизится максимальная скорость, как если бы вы ехали на машине всегда на первой передаче. Тут более важен баланс. На набор скорости помимо передаточного числа также влияет конструкция винта и оборотистость двигателя. Для наглядности возьмем двух наших номинантов: Yamaha F9.9 JMHS и Suzuki DF 9,9 BS. У обоих передаточное число – 2,08 к единице. Обороты также одинаковые. Но если на первый агрегат мы поставим винт с шагом 13 дюймов, а на второй – 11 дюймов, то Ямаха гораздо быстрее выйдет на глиссер, и максимальная скорость у нее будет выше. В любом случае, чем выше передаточное число, тем лучше, так как производитель мотора учитывает параметры балансировки. А победителем снова становится Тохатсу со своими 2,15 оборотами к единице. В противовес ему Меркури с соотношением 2 к 1.

Suzuki DF 9.9 BS
Самая надежная модель
Участник рейтинга: 12 лучших лодочных моторов до 10 л. с.
5. Впрыск
Как осуществляется впрыск топлива?
Лодочный мотор, неважно, двух- или четырехтактный, может иметь две системы впрыска: карбюратор или инжектор. У каждой есть свои преимущества и недостатки:
Тип впрыска | Преимущества | Недостатки |
Карбюратор | Высокая ремонтопригодность; Простота регулировки; Дешевизна при ремонте и замене. | Более высокий расход топлива; Сложнее контролируются обороты; Необходимость частой регулировки. |
Инжектор | Экономичный расход топлива; Полностью электронный контроль; Увеличивает мощность мотора. | Низкая ремонтопригодность; Дороговизна модуля; Сложность конструкции. |
Инжектор – это более современная система впрыска. Она электронная, позволяет экономить топливо и лучше контролирует мощность мотора. Но в то же время она дорогая, а в случае выхода из строя вы не сможете починить ее своими руками. Да и ремонт такого модуля – недешевое удовольствие. Правда, и ломается инжектор реже карбюратора. Зато карбюратор вы можете легко починить или настроить прямо в лодке. Достаточно иметь отвертку или ключ соответствующего размера. Как бы там ни было, в современных системах лучший выбор – это именно инжектор. Среди наших номинантов его используют движки Тохатсу и Сузуки, а Ямаха и Меркури – карбюраторные.
6. Вес
Сколько весит мотор?Лодка ПВХ, на которую чаще всего ставят мотор на 9.9 сил, зачастую используется для одиночных поездок. Кроме того, для нее редко покупают специальный прицеп, а транспортируют ее на крышке автомобиля. То есть мотор нужно постоянно снимать и вешать, и делать это приходится в одиночку. Конечно, очень важно, чтобы движок был легким. Вес более 50 килограмм надеть на транец будет очень проблематично.
Лучший вариант в этой номинации – Меркури. Он весит всего 35 килограмм. Это объясняется небольшим объемом картера и, как следствие, более медленным разгоном. Чуть тяжелее Ямаха – 40 килограмм. Тоже вполне допустимо. А вот Тохатсу и Сузуки самые тяжелые. Первый весит 43 килограмма, а второй – 44 кг. То есть разница между Меркури и Сузуки – почти 10 килограмм. Существенное преимущество американского производителя.

Yamaha FT 9.9 JMHS
Высокая производительность
Участник рейтинга: 10 лучших лодочных моторов Yamaha
7. Гребной винт
Какой используется шаг гребного винта?
Шаг гребного винта напрямую влияет на максимальную скорость и время ее набора. В этом вопросе очень сложно устоять перед соблазном и не поставить винт с самым большим показателем. Но делать этого ни в коем случае нельзя, так как сбивается баланс и двигатель будет работать на износ, а следовательно, сократится его рабочий ресурс.
Чтобы самостоятельно проверить баланс, необходимо взять выносной тахометр, максимально нагрузить лодку и вывести ее на предельные обороты. Если тахометр покажет количество оборотов больше, чем указано в характеристиках, значит, шаг винта слишком большой. Снижение шага винта на один дюйм убирает примерно 200 оборотов в минуту.
Так как производители всегда стремятся к лучшей балансировке своих движков, шаг винта у них уже рассчитан и указывается в мануале. И чем рекомендованное значение больше, тем быстрее ваша лодка будет выходить на глиссер и тем выше будет ее максимальная скорость. Победителем в этой номинации становится мотор Сузуки. На него рекомендуется ставить винт с шагом 12 дюймов. На почетном втором месте японец Тохатсу с 10 дюймами. А третье место делят Меркури и Ямаха – у них винты по 9 дюймов.
8. Объем бака
Сколько топлива вмещает бак?На первый взгляд может показаться, что объем топливного бака – не самый важный параметр, ведь всегда можно взять с собой дополнительные канистры с бензином. Но если у вас небольшая ПВХ лодка и пространство ограничено, то лучший вариант – выбирать движок с максимально вместительным бачком. Победитель тут всего один – лодочный мотор Меркури. У него топливный бак на 25 литров, что позволяет совершать дальние поездки без опасения, что бензин закончится в самый неподходящий момент. Остальные номинанты делят второе место. У всех у них баки по 12 литров.

Mercury ME 9.9 MLH
Лучшая цена
Участник рейтинга: 10 самых надежных лодочных моторов
9. Цена
Сколько стоят моторы?Наше сравнение затрагивает только топовые бренды, а они никогда не отличаются демократичностью ценников. Правда, их стоимость компенсируется высоким качеством и надежностью, но всегда хочется сэкономить. Лучший вариант в этой номинации – движок от Меркури. Он стоит всего 122 тысячи рублей. Именно «всего», так как его ближайшие конкуренты, поделившие второе место, Ямаха и Сузуки, стоят уже 190 тыс. руб. А самым дорогим является Тохатсу. Его ценник переваливает за 200 тысяч рублей.
10. Итоги сравнения
Лучший лодочный мотор по всем критериям сравненийМодель | Оценка (сумма баллов по критериям) | Число побед по критериям | Победитель в номинации |
Tohatsu MFS 9.9 E S | 4.89 | 4/9 | Объем двигателя; Максимальные обороты; Передаточное число; Впрыск. |
Suzuki DF 9,9 BS | 4.22 | 3/9 | Диаметр и ход поршня; Впрыск; Гребной винт. |
Yamaha F9.9 JMHS | 3.78 | 1/9 | Вес. |
Mercury 9.9M | 3.77 | 3/9 | Вес; Объем бака; Цена. |
Итак, подведем итоги. Тохатсу победил с большим отрывом, но проиграл в таких важных номинациях как вес и цена. То есть, это самый мощный, но в то же время тяжелый и дорогой лодочный мотор. Он инжекторный с большим количеством электроники. Это объясняет его ценник, но о самостоятельном ремонте лучше сразу забыть.
Сузуки выглядит привлекательно по техническим характеристикам. У него лучшее соотношение диаметра цилиндра в ходу поршня, а все остальные параметры средние. Как и мотор от Ямаха. Практически во всех номинациях он хоть и немного, но не дотягивал до первого места.
А движок Меркури подойдет тем, кто хочет сэкономить и привык все поломки устранять самостоятельно. Тут нет огромного количества электроники, сложных инжекторов и прочих наворотов. Зато и цена намного ниже, чем у конкурентов. Кроме того, пожертвовав некоторыми аспектами, производителю удалось максимально снизить вес и размер агрегата. Поставить его на лодку в одиночку не составит никакого труда. В отличие от Тохатсу, где уже может понадобиться помощь.